|
Опыты над учителем в процессе наблюдения за его реакциямиЯркость и прочность фиксации в памяти учащихся содержания и результатов наблюдений и опытов зависят от той обстановки, в которой они проходят, от оформления работы и, конечно, от любознательности ребенка, его интересов к наблюдаемым явлениям, процессам и объектам, от его умения наблюдать. Эффективность наблюдений и опытов возрастает, когда они проводятся коллективно, когда к объектам и организации исследований возбужден общий интерес учащихся класса, группы. Наблюдения и опыты приобретают для учащихся особый смысл, когда учитель показывает им на деле, что знания, полученные в процессе труда и проведения специальных наблюдений, помогают выполнять работу быстро и хорошо. Например, при вы полпенни детьми работы по окантовке таблиц полосками бумаги учитель ставит перед учащимися проблемный вопрос: как нужно нарезать полоски – вдоль основного направления волокон в листе бумаги пли поперек этого направления и почему? Проведя небольшой опыт, учащиеся устанавливают, что в данном случае полоски нужно обязательно вырезать в долевом направлении: тогда они меньше вытягиваются от увлажнения клеем, работать с ними легче и качество работы получается выше. При заготовке полосок для оклеивания корешков папок, блокнотов и брошюр полоски вырезают в поперечном направлении: корешки получаются прочнее, не вытягиваются, дольше служат. Чтобы правильно нарезать полоски, необходимо каждый раз опытным путем установить расположение в листе бумаги долевого и поперечного направлений и отметить стрелками или буквами Л и П. В тех случаях, когда по каким-либо причинам нецелесообразно давать учащимся специальные задания на проведение самостоятельных наблюдений и опытов или когда для этого нет нужных условий, большую пользу могут принести демонстрации. Учитель показывает те или иные материалы или орудия труда, отдельные процессы или приемы работы, демонстрирует и комментирует опыты, формулирует вместе с детьми выводы, имеющие значение для практического выполнения определенных работ. Большую пользу приносит демонстрация учителем серии опытов, наглядно показывающих изменение свойств бумаги и картона при их увлажнении. Эти опыты фиксируют внимание учащихся на причинах коробления изделий, появления морщин на поверхности изделий и других дефектах, которые являются следствием увлажнения материалов клеевыми растворами или растворами красок. Наблюдения и опыты, организуемые учителем, равно как и выполняемые им демонстрации, обычно преследую! две дополняющие друг друга цели: с одной стороны, наблюдая те или иные явления или результаты, учащиеся подводятся к определенным выводам, делают заключения, имеющие непосредственное значение для выполняемых ими практических работ; с другой стороны, зная заранее выводы, учащиеся учатся находить и находят в специальных наблюдениях и опытах подтверждение своим знаниям, и эти последние становятся прочнее, осмысленнее, что положительно отражается на качестве практических работ. Проводя самостоятельные наблюдения и опыты, размышляя чад материалом демонстраций, проводимых учителем, учащиеся, как правило, заинтересовываются не только получением конечного результата – ответа на поставленный вопрос, но и самим ходом выполняемых наблюдений, процессом и приемами простейших исследований и связанными с ними открытиями. Дети постепенно овладевают методикой опытного выяснения поставленных учителем вопросов. Они учатся самостоятельно ставить и формулировать вопросы, подлежащие выяснению, выбирать простые и доступные приемы получения ответов, определять порядок выполнения работы. Учащиеся приучаются организовывать свои наблюдения и опыты, делать в процессе их проведения записи и несложные зарисовки, а после окончания работы кратко и обоснованно, доказательно формулировать выводы, показывать значение этих выводов для практики. Интересное об уроках труда:
Наблюдения и опыты при работе с бумагой и картоном |
На главную страницу сайта |
|