|
Наблюдения, опыты и демонстрации при монтаже простейшей электрической цепиВ процессе наблюдений и опытов учащиеся III класса усваивают первичные понятия об источниках электрического тока, проводниках и изоляторах. Учащиеся в процессе наблюдений знакомятся с устройством батарейки и ее отдельных элементов. Учитель объясняет, что ток передается по проводам. Проводят электрический ток металлы и не проводят его резина, стекло, сухая древесина. Первые материалы называются проводниками, а вторые – изоляторами. Проводники делаются из тонкой проволоки и изолируются сверху резиной, пластиком, нитками и другими изолирующими материалами. Ученикам дается задание внимательно рассмотреть проводники и изоляторы. Электрическую цепь замыкают и размыкают с помощью выключателей. Учитель демонстрирует выключатели и показывает принципы их работы. В электрическую цепь включают потребители – приборы, работающие на электрическом токе. К ним относятся лампочки, электрозвонки, электромоторчики. Учащиеся знакомятся с устройством потребителей. Далее третьеклассники собирают простейшую электрическую цепь, состоящую из батарейки, соединительных проводов, выключателя, лампочки с патроном, и проводят опыты. Дети включают выключатель электрической цепи и видят, что при этом загорается лампочка. Следует вывод, что ток проходит только по замкнутой электрической цепи. Если в какой-либо точке цепи неплотно соединены проводники, то ток по такой цепи не пойдет и лампочка не загорится.
Наблюдения, опыты и демонстрации при конструировании технических устройств, работающих на электрическом токеМного интересных опытов и наблюдений учащиеся III класса проводят при изготовлении приборов и моделей, работающих на электрическом токе от батарейки карманного фонаря. При изготовлении действующей модели вентилятора учащиеся проводят опыты по изменению направления движения электромоторчика. Собрав цепь и включив ее, дети устанавливают, что ось электромоторчика начинает вращаться в одном направлении, например по часовой стрелке. Затем учащиеся переключают концы проводов: левый провод присоединяют к правой клемме, а правый, наоборот, к левой и включают сеть. Учащиеся видят, что в этом случае электромоторчик вращается в другом направлении – против часовой стрелки. Интересные опыты дети проводят при изготовлении модели простейшего электромагнита. Учитель рассказывает, что если стержень поместить внутри катушки из изолированного провода и пропустить по проводнику ток, то железо намагнитится и начнет притягивать к себе другие железные предметы. Электромагнит можно изготовить из обычных гвоздей. Учащимся дается задание взять несколько гвоздей среднего размера, плотно обернуть их полосой бумаги и сверху в один слой намотать по спирали тонкий изолированный провод, концы которого через выключатель подсоединить к батарейке. Когда электромагнит готов, с ним проводят опыты. Дети включают ток и конец электромагнита подводят к мелким гвоздикам, скрепкам, булавкам. Электромагнит притягивает к себе железные предметы. Учащиеся выключают цепь и видят, как притянутые железные предметы отваливаются от электромагнита. Свойство железа намагничиваться от электрического тока используется в производстве: мощные электромагниты, присоединенные к подъемным кранам, применяются для поднятия железных грузов. Ряд интересных наблюдений и опытов учащиеся проделывают при изготовлении модели светофора. Опираясь на знание правил уличного движения, учитель спрашивает, что означают красный, желтый и зеленый сигналы светофора. Дети указывают, что красный свет запрещает движение, желтый предупреждает о готовности к движению или остановке, зеленый разрешает движение. При моделировании светофора учащиеся знакомятся со свойствами электрического тока «растекаться» по разным проводникам. Учащиеся устанавливают, что с одной клеммы батарейки к выключателю идет один проводник, с другой клеммы к трем клеммам выключателя через лампочки идут три проводника. Это дает возможность включать поочередно одну из лампочек. Дети проделывают ряд опытов. Включив выключатель на нижний контакт, они наблюдают, как загорается нижняя лампочка; при включении среднего контакта выключателя загорается средняя лампочка; при включении верхнего контакта выключателя загорается верхняя лампочка.
Наблюдения, опыты и демонстрации при моделировании водяных колес и турбинВ процессе наблюдений и опытов при моделировании водяных колес и турбин учащиеся III класса знакомятся с использованием человеком энергии падающей и текущей воды. В процессе наблюдений за работой водяного колеса дети знакомятся с принципами работы этого технического устройства. Поток воды заполняет отдельные отсеки водяного колеса и заставляет его вращаться. Учитель указывает на то, что водяные колеса раньше имели широкое применение для приведения в движение водяных мельниц. В настоящее время энергия воды используется в водяных турбинах. Проводя несложные опыты с водяными колесами и водяными турбинами, учащиеся наблюдают за вращением первых и вторых технических устройств. Дети приходят к выводу, что при равном напоре воды турбина вращается быстрее, чем водяное колесо. Учитель рассказывает о том, что сейчас энергия падающей воды используется для получения Электрического тока в гидроэлектростанциях – ГЭС. Наблюдая за работой действующей модели ГЭС, учащиеся видят, как мощный поток воды проходит через турбину и вращает ее с большой скоростью. Вращение турбины передается на генератор, который вырабатывает электрический ток. Полученный в генераторе ток передается по проводам к потребителям: лампочкам, приемникам, телевизорам, холодильникам и другим техническим устройствам. Интересное об уроках труда:
Опытническая работа по выращиванию растений |
На главную страницу сайта |
|