|
Сравнение ткани с бумагой по основным свойствамВо II классе продолжается работа по практическому изучению важнейших свойств текстильных материалов. Большое политехническое значение для изучения важнейших! свойств обрабатываемых на уроках труда материалов имеют наблюдения и простейшие опыты, в процессе которых дети сравнивают строение, прочность и гибкость бумаги и ткани. Сначала учащиеся коллективно выясняют, что общего у бумаги и ткани. Они констатируют: 1) бумага и ткани – материалы тонкие: их толщина по сравнению с длиной и шириной незначительна; 2) бумага и ткань – материалы, состоящие из волокон, только в бумаге эти волокна перепутаны, как в войлоке, и склеены, а в тканях волокна сначала подвергают прядению, превращая их в нити, которые затем ткут; 3) бумага и ткань неоднородны по строению в разных направлениях – в долевом и поперечном (в тканях эти направления часто называют направлениями основы и утка). Поэтому свойства бумаги и ткани в разных направлениях различны (достаточно, например, сравнить прочность и растяжение этих материалов) ; 4) при ручной обработке бумагу и ткань режут одинаковыми инструментами – ножницами; 5) детали изделий из бумаги и ткани соединяют склеиванием или сшиванием; 6) бумагу и ткань, если нужно, окрашивают, печатают на них рисунки, узоры, орнаменты, надписи. Затем учитель фиксирует внимание учащихся на различиях в важнейших свойствах бумаги и ткани. Учащиеся пробуют разорвать одинаковые по размерам полоски бумаги и ткани и коллективно приходят к выводу, что ткани обладают значительно большей прочностью на разрыв, чем бумага. Учащиеся пробуют согнуть и сложить бумагу и ткань. Они убеждаются, что бумага легко сгибается и все складки на ней после проглаживания хорошо сохраняются. Складки на ткани, чтобы они дольше сохранились, приходится прогладить нагретым утюгом (например, складки на брюках, юбках и пр.). Смачивая образцы бумаги и ткани водой или вспоминая проделанные ранее опыты, учащиеся отмечают, что бумага, намокая, становится менее прочной, изделия из бумаги портятся. Ткани же выдерживают многократную стирку без заметного снижения качества.
Сопоставление качественных особенностей ниток разного назначенияВтороклассники в дополнение к хлопчатобумажным ниткам проводят простейшее исследование качественных особенностей ниток из волокон животного происхождения – натурального шелка и шерсти. Учащиеся получают задание установить, в чем эти нитки сходны с хлопчатобумажными и в чем от них отличаются. Дети сравнивают известные им виды ниток по особенностям строения волокон, количеству сложений, прочности, мягкости, толщине, сопоставляют этикетки, учатся пользоваться последними для выяснения пригодности ниток для конкретных практических работ. Учитель предлагает второклассникам вопросы: почему нельзя штопать носки и чулки обыкновенными хлопчатобумажными швейными нитками, а надо пользоваться штопкой? (Швейные нитки больше штопки скручены и проклеены, поэтому они более твердые и жесткие. Заштопанное ими место в чулке или носке будет натирать ногу. Нитки штопки мягкие, рыхлые, эластичные. Их легче подобрать и по цвету. Заштопанное ими место выглядит лучше.) Почему пуговицы пришивают не штопкой или нитками мулине, а швейными нитками? (Швейные нитки прочнее.) Почему варежки и перчатки вяжут из шерстяных ниток? (В таких варежках и перчатках, чулках и носках теплее.) Как проще всего провести сравнение прочности на разрыв двух ниток, одинаковых по толщине, но разных по происхождению волокон или назначению, например хлопчатобумажной и шерстяной или вышивальной и швейной? (Можно связать куски этих ниток и потянуть в разные стороны. Разорвется менее прочная нитка.)
Составление и оформление коллекции образцов тканей и ниток из натуральной шерсти и натурального шелкаПри подготовке бесед «Какие текстильные изделия мы знаем?» и «Назначение шелковых и шерстяных тканей» учитель дает второклассникам задание подобрать дома с помощью взрослых лоскутки тканей, изготовленных из волокон натуральной шерсти или шелка. Желательно подбирать ткани широко распространенные и знакомые детям. Чтобы приучить детей различать и правильно называть разные (в том числе шелковые и шерстяные) нитки и ткани, учитель предлагает учащимся озаглавить коллекции и подписать под каждым образцом его название. Полезно предложить детям рядом с образцами ниток приклеить соответствующие этикетки, которые учащиеся осторожно, чтобы не повредить, снимают с катушек, мотков и клубков. Учитель предупреждает учащихся, что в составленной ими коллекции представлены лишь ткани, изготовленные из растительных волокон и волокон животного происхождения. Эта коллекция будет в дальнейшем пополнена образцами ниток и тканей, изготовляемых из волокон искусственных, синтетических. Как показывает опыт, размеры образцов тканей для ученической коллекции удобно брать длиной 60 мм и шириной 45 мм. Интересное об уроках труда:
Ознакомление с классификацией ниток |
На главную страницу сайта |
|