О компании Стоимость
компании
Стратегическое
планирование
Управление
стоимостью
Стоимостной
маркетинг
Стоимостное
мышление
Привлечение
инвестиций
 

Привлечение инвестиций

Привлечение прямых инвестиций

В вопросах оказания помощи в привлечении прямых инвестиций

  1. Формирование инвестиционно — привлекательной стратегии развития.
  2. Описание инвестиционных проектов.
  3. Оценка стоимости компании.
  4. Поиск потенциальных инвесторов.
  5. Оценка выгодности имеющихся вариантов для первоначального собственника.
  6. Помощь в структурировании сделки.
  7. Участие в переговорах на стороне первоначального собственника.

Стратегии «выхода»

Перед собственниками частных компаний стоит проблема, которой нет (точнее — которая носит технический характер) для акционеров публичной компании: как выйти из бизнеса, если возникнет желание это сделать? Пространство вариантов ограничено:

  1. Продажа компании на публичном рынке.
  2. Продажа компании стратегическому инвестору.
  3. Продажа компании менеджменту.

В идеале любая частная компания должна управляться так, чтобы предоставлять своим собственникам возможность эффективного «выхода» в любой момент, когда они сочтут это необходимым. К сожалению, идеал обычно труднодостижим. Поэтому мы рекомендуем собственникам частных компаний за 5 — 6 лет до предполагаемого выхода сформулировать его стратегию и запустить программу подготовки. Для этого необходимо:

  1. Определить круг потенциальных покупателей, каким он вероятнее всего, будет выглядеть через 5 лет.
  2. Оценить, что ценного они смогут увидеть в компании? Что именно будет увеличивать стоимость компании в их глазах? Сколько они будут готовы заплатить?
  3. Разработать программу развития ценных для покупателей качеств компании.
  4. Разработать техническую программу выхода (заблаговременное IPO, привлечение авторитетного инвестиционного фонда, опционная программа для менеджмента, внедрение регулярной системы управления стоимостью и т. п.)
  5. Продумать систему контроля, которая не допустит, чтобы подготовка к выходу нанесла собственнику ущерб, если решение о выходе не состоится в намеченные сроки или вообще будет отменено.

Почему компании терпят неудачу в привлечении инвестиций?

На практике привлечение инвестиций оказывается не таким простым делом, каким может показаться с первого взгляда. Как показывает наш опыт, наиболее часто компании сталкиваются со следующими проблемами:

  • Недостаток сильных идей для привлечения инвестиций. Очень часто компании испытывают затруднения с привлечением инвестиций потому, что их проекты кажутся инвесторам слишком рискованными или слишком скромными по предполагаемому результату. Но такая реакция инвесторов означает, что такими же малопривлекательными эти проекты, скорее всего, являются и для самой компании! Действительно, довольно часто компании по разным причинам испытывают затруднения в формулировке сильных идей развития, которые могли бы «конкретизироваться» в привлекательных инвестиционных проектах. Поиск подобных идей создающих стоимость для первоначального собственника компании — один из важных результатов нашей программы стратегического планирования.
  • Избыточное инвестирование. С другой стороны, приходится сталкиваться и с ситуациями, когда компании привлекали избыточный объём инвестиции и просто не могли их продуктивно использовать. Чаще всего это происходит с успешными компаниями, чей доступ к рынку заёмного капитала до поры — до времени кажется безграничным. В этих условиях следует задуматься: какой объём инвестиций компания в состоянии эффективно освоить? На каких программах лучше сосредоточиться? Решению этих вопросов помогает наша программа внедрения регулярной системы управления стоимостью.
  • Правильная оценка выгод первоначального собственника. Рост стоимости компании сам по себе не означает, что первоначальный собственник компании выиграл от привлечения инвестора. Возможно, при «опоре на собственные силы» стоимость компании увеличилась бы не так значительно, но первоначальному собственнику принадлежала бы вся эта стоимость, а не её часть (за вычетом части, которую приобрёл инвестор).

Даже если ни одна из описанных проблем не является актуальной для данной конкретной компании, привлечение инвестиций не становится простым «делом техники». Это объясняет, почему большинство клиентов просит нас продолжать оказывать помощь и на этапе определения стратегии и тактики привлечения инвестиций.

Разработанная нами в 2002 году стратегия развития небольшой компании — лидера локального рынка предусматривала увеличение её стоимости с примерно 20 до 30 млн. долларов за 3 года. Вовремя обнаруженные дополнительные перспективы роста позволили привлечь стратегического инвестора. Он вошёл в бизнес в 2003 году с пакетом 50%+1 акция за счёт допэмиссии акций, осуществлённой из оценки компании в 15 млн. долларов. «Стартовая» стоимость теперь уже совместной компании, составила, соответственно, 30 млн. долларов. В 2006 году компания была продана за 80 млн. долларов. Таким образом, стоимость доли первоначального собственника, составила около 40 млн., т. е. его благосостояние почти удвоилось. Характерной чертой данного проекта явился тот факт, что эффективное привлечение внешнего инвестора позволило получить заметно более высокий результат по сравнению с тем, на который первоначальный собственник компании мог бы рассчитывать в условиях «опоры на собственные силы» (40 по сравнению с 30 млн.)


Содержание:

Воспитание детей в семье

В бобровом лесу

Очерки Бионики Моря

Прозрение

Рассказы о физиках

Геология речных долин

На главную страницу сайта