|
Нравственные привычки – ценный нравственный капиталСвой опыт А. С. Макаренко построил так, что его колонисты постоянно упражняли себя в делах, в своем повседневном поведении, в том числе в умении претворять свои слова в делах. Родителям необходимо использовать опыт Макаренко и систематически упражнять детей в выполнении ими своих слов, делая это на самых простых и понятных детям примерах и фактах. Для примера возьмем семью Александра Терентьевича и Евдокии Григорьевны С. В этой семье двое детей: Ирина, 8 лет, и Саша, 3 лет. Родители приучают их дорожить словом. Ирина один раз в день читает сказки и рассказы Саше. Однажды она обещала Саше прочитать сказку «Колобок». Настало время исполнить обещанное. Вдруг к Ирине приходит подруга и зовет ее играть. Ирина поддалась соблазну и хотела уже бросить читать сказку Саше. Но Саша заплакал и потребовал: «Раз сказала – то читай! Я хочу сказку!» Вмешательство матери Евдокии Григорьевны помогло выправить положение. «Нехорошо, Ирина, когда человек не выполняет свое слово. Вот я тебе обещала купить набор цветных карандашей, а вдруг я тебе их не куплю, ведь тебе будет неприятно, и как ты тогда на меня будешь смотреть? Скажешь: обещала, а не сделала». Пришлось Ирине читать сказку Саше. Подруга же приняла в этом деле активное участие. Чтобы результаты воспитания были прочными и длительными, воспитание должно опираться на навыки и привычки. Привычка укореняется постепенно. После убеждения и расположения души ребенка к действию следуют систематические повторения желательного поступка до тех пор, пока не установится привычная наклонность к этому действию. Самое убеждение только тогда делается элементом характера, когда переходит в привычку. Привычка именно и есть тот процесс, посредством которого убеждение делается наклонностью и мысль переходит в дело. Для укоренения привычки требуется время. Если воспитатель торопится с укоренением привычки, то он рискует вовсе ее не укоренить. Ушинский сравнивал положительные нравственные привычки с ценным нравственным капиталом, вложенным в нервную систему человека. Проценты с этого капитала, как говорил Ушинский, постепенно растут, и человек пользуется ими всю жизнь. Дурные нравственные привычки Ушинский называл «невыплаченным нравственным займом», проценты с которого также постоянно растут и могут привести человека к нравственному банкротству. Этим образным сравнением Ушинский подчеркивал значение привычек во всем процессе нравственного воспитания. При нравственном воспитании детей очень важно сочетание убеждения с систематическими упражнениями учащихся в практических делах, в прогрессивном поведении. Необходимо поэтому с раннего детства повседневно упражнять детей в этом. В семье Елизаветы Михайловны и Ивана Николаевича, родителей ученицы VIII класса Людмилы Л, трое детей: Людмила, Лариса и Лидия. Единство слова и дела для всех членов семьи является обязательным нравственным принципом во всех больших и малых начинаниях. Отступление от принятого принципа осуждается всеми членами семьи, при этом воздействие затрагивает ум и чувства провинившегося, вызывая стыд, волнение. Приучение детей к такому поведению было начато с преддошкольного возраста. Под влиянием разъяснения, осуждения и систематического упражнения в течение многих лет у всех трех дочерей выработалась осознанная привычка доводить начатое дело до конца, сказанное слово выполнять, свои убеждения претворять в поведении. Они усвоили теоретически и практически, что только слова, претворенные в дела, в поступки, в поведении, украшают человека, что о качествах человека судят не по его словам, а по его работе на производстве, по его поведению в обществе и быту. Вот один эпизод из жизни этого семейного коллектива. Суббота. В этот день сестра Лора мыла пол в квартире. Но сегодня у нее болела рука, и она утром попросила Люсю, чтобы та до ухода в школу вымыла пол. Люся согласилась помочь сестре. Приготовив уроки, она решила еще написать заметку для стенгазеты, а про пол забыла. Вернувшись из школы домой, застала в сборе всех своих родных. Как всегда, в это время готовился ужин. Мать вдруг, как бы невзначай, говорит: «Что-то пол сегодня у нас не вымыт?» Люся спохватилась: «Ой! Ой! Я виновата, я забыла, я обещала Лоре вымыть. Я сейчас быстро, быстро вымою». Мать. А как же ужин? Отец. Пусть моет, раз дала слово – пусть выполняет, хотя и с опозданием и с напоминанием. Отставить ужин. Люся быстро и энергично вымыла пол. Сестра помогла переставлять мебель. Опыт воспитания в этой дружной семье показывает, что формирование у детей привычки осуществлять свои слова в поведении родители проводили систематически на обычных житейских делах, постоянно показывая им в этом отношении личный пример. Все это доступно любой семье. От родителей требуется желание, умение воспитывать и выдержка. Формирование единства слова и дела – длительный процесс, начинаясь в раннем детстве, он продолжается в течение всей школьной жизни. По мере духовного роста школьника воспитание осуществляется па все более высокой идейной основе, па прочных современных убеждениях, в подростковом и в особенности в юношеском возрасте воспитание уже большинства детей переходит в самовоспитание. Тогда подросток и юноша сами стремятся развить у себя привычку претворять свои убеждения в поведении, слова в делах, она становится для них потребностью, превращается в черту характера. При этом, как мы уже сказали выше, большую роль играет идейная закалка, являющаяся основой формирования привычки не допускать расхождения между словом и делом.
Предыдущая глава:
Сила чувства в воспитании единства слова
Следующая глава:
Систематический родительский контроль детей |
На главную страницу сайта |
|