О компании Стоимость
компании
Стратегическое
планирование
Управление
стоимостью
Стоимостной
маркетинг
Стоимостное
мышление
Привлечение
инвестиций
 

Нравственные привычки – ценный нравственный капитал

Свой опыт А. С. Макаренко построил так, что его колонисты постоянно упражняли себя в делах, в своем повседневном поведении, в том числе в умении претворять свои слова в делах.

Родителям необходимо использовать опыт Макаренко и систематически упражнять детей в выполнении ими своих слов, делая это на самых простых и понятных детям примерах и фактах. Для примера возьмем семью Александра Терентьевича и Евдокии Григорьевны С. В этой семье двое детей: Ирина, 8 лет, и Саша, 3 лет. Родители приучают их дорожить словом. Ирина один раз в день читает сказки и рассказы Саше. Однажды она обещала Саше прочитать сказку «Колобок». Настало время исполнить обещанное. Вдруг к Ирине приходит подруга и зовет ее играть. Ирина поддалась соблазну и хотела уже бросить читать сказку Саше. Но Саша заплакал и потребовал: «Раз сказала – то читай! Я хочу сказку!» Вмешательство матери Евдокии Григорьевны помогло выправить положение. «Нехорошо, Ирина, когда человек не выполняет свое слово. Вот я тебе обещала купить набор цветных карандашей, а вдруг я тебе их не куплю, ведь тебе будет неприятно, и как ты тогда на меня будешь смотреть? Скажешь: обещала, а не сделала».

Пришлось Ирине читать сказку Саше. Подруга же приняла в этом деле активное участие.

Чтобы результаты воспитания были прочными и длительными, воспитание должно опираться на навыки и привычки. Привычка укореняется постепенно. После убеждения и расположения души ребенка к действию следуют систематические повторения желательного поступка до тех пор, пока не установится привычная наклонность к этому действию. Самое убеждение только тогда делается элементом характера, когда переходит в привычку. Привычка именно и есть тот процесс, посредством которого убеждение делается наклонностью и мысль переходит в дело. Для укоренения привычки требуется время. Если воспитатель торопится с укоренением привычки, то он рискует вовсе ее не укоренить.

Ушинский сравнивал положительные нравственные привычки с ценным нравственным капиталом, вложенным в нервную систему человека. Проценты с этого капитала, как говорил Ушинский, постепенно растут, и человек пользуется ими всю жизнь. Дурные нравственные привычки Ушинский называл «невыплаченным нравственным займом», проценты с которого также постоянно растут и могут привести человека к нравственному банкротству. Этим образным сравнением Ушинский подчеркивал значение привычек во всем процессе нравственного воспитания.

При нравственном воспитании детей очень важно сочетание убеждения с систематическими упражнениями учащихся в практических делах, в прогрессивном поведении. Необходимо поэтому с раннего детства повседневно упражнять детей в этом.

В семье Елизаветы Михайловны и Ивана Николаевича, родителей ученицы VIII класса Людмилы Л, трое детей: Людмила, Лариса и Лидия. Единство слова и дела для всех членов семьи является обязательным нравственным принципом во всех больших и малых начинаниях. Отступление от принятого принципа осуждается всеми членами семьи, при этом воздействие затрагивает ум и чувства провинившегося, вызывая стыд, волнение. Приучение детей к такому поведению было начато с преддошкольного возраста. Под влиянием разъяснения, осуждения и систематического упражнения в течение многих лет у всех трех дочерей выработалась осознанная привычка доводить начатое дело до конца, сказанное слово выполнять, свои убеждения претворять в поведении. Они усвоили теоретически и практически, что только слова, претворенные в дела, в поступки, в поведении, украшают человека, что о качествах человека судят не по его словам, а по его работе на производстве, по его поведению в обществе и быту. Вот один эпизод из жизни этого семейного коллектива.

Суббота. В этот день сестра Лора мыла пол в квартире. Но сегодня у нее болела рука, и она утром попросила Люсю, чтобы та до ухода в школу вымыла пол. Люся согласилась помочь сестре. Приготовив уроки, она решила еще написать заметку для стенгазеты, а про пол забыла. Вернувшись из школы домой, застала в сборе всех своих родных. Как всегда, в это время готовился ужин. Мать вдруг, как бы невзначай, говорит: «Что-то пол сегодня у нас не вымыт?» Люся спохватилась: «Ой! Ой! Я виновата, я забыла, я обещала Лоре вымыть. Я сейчас быстро, быстро вымою».

Мать. А как же ужин?

Отец. Пусть моет, раз дала слово – пусть выполняет, хотя и с опозданием и с напоминанием. Отставить ужин.

Люся быстро и энергично вымыла пол. Сестра помогла переставлять мебель.

Опыт воспитания в этой дружной семье показывает, что формирование у детей привычки осуществлять свои слова в поведении родители проводили систематически на обычных житейских делах, постоянно показывая им в этом отношении личный пример.

Все это доступно любой семье. От родителей требуется желание, умение воспитывать и выдержка. Формирование единства слова и дела – длительный процесс, начинаясь в раннем детстве, он продолжается в течение всей школьной жизни. По мере духовного роста школьника воспитание осуществляется па все более высокой идейной основе, па прочных современных убеждениях, в подростковом и в особенности в юношеском возрасте воспитание уже большинства детей переходит в самовоспитание. Тогда подросток и юноша сами стремятся развить у себя привычку претворять свои убеждения в поведении, слова в делах, она становится для них потребностью, превращается в черту характера. При этом, как мы уже сказали выше, большую роль играет идейная закалка, являющаяся основой формирования привычки не допускать расхождения между словом и делом.


Предыдущая глава: Сила чувства в воспитании единства слова

Следующая глава: Систематический родительский контроль детей


Воспитание детей в семье
родителей развитие наследственность умственное физическое эстетических стороны принципы коллектив перспективность требовательность положительное общество странах свобода традиции семейное сшколы ответственность обязанности авторитет уважение ребенка матери жизни детям здоровый быт отца алкоголизм суеверия уюта бюджет деньги такт учителям мотив характер любви требовательность доверие внимательность периодизация возраст младший основное слушать школьный физическое поступков процесс деятельности интересы развитие труд девушек дружба особенностей темперамент типы положительные изучение дневник помощь школе комитет индивидуальные препятствия подрывание собраниях роль связи опыт роман формирование труд интерес способностей одареннымм талант игра игра недооценка ролевые влияние подвижные дидактические игрушки коллективной спортивной руководство ученье подготовка родителей речи режим ответственность школьника домашнее материал задач самостоятельное экзаменам питания участия чтения вслух книги читательский обучение радость творческий значение свободный домашний технический инструмент хозяйственный художественный профессии склонности качества любвию атмосферы обязанности распределение познавательного оценка наказыватьм трудовое правдивого слово знания ошибки поступки чувства привычки контроль характер черт целеустремленности коллектив самостоятельности трудностей самовоспитаниеа требования упрямства дисциплинированности дисциплина правила литературы упражнение обязанностей режим предупреждение поощрений наказание имени замечания недопустимость доверия культуре школьника уважения навыки вежливости правил поведения качество речь скромности хвастовство застенчивостью манер преодоление внедрение общественности организаций участиеи скаутских эстетическое прекрасного воспитание произведения театров созерцание музыкальных жизни вкуса одежде красоты сущность воспитания заинтересованность тонкости средства упражнений закаливание купание гигиенических личной спорт подвижные
Все главы

На главную страницу сайта