|
Положительные и отрицательные стороны темпераментаСовершенно иное получается, когда мы имеем дело с ребенком сильного, уравновешенного, быстрого типа, которого мы обычно относим к сангвиническому темпераменту. Это – подвижный, общительный ребенок, умеющий постоять за себя в кругу товарищей; в коллективе сангвиник обычно весел и жизнерадостен, с охотой берется за живое дело, способен к увлечению. Однако может и быстро остыть. Такого ученика нельзя ни в коем случае захваливать, выделять среди товарищей, иначе он быстро зазнается. В необходимых случаях надо подчеркивать его слабые стороны, а главное – ставить перед ним все новые и постепенно усложняющиеся задачи, давать интересные для него поручения, выполнение которых не носит повседневного, будничного характера. В то же время ошибки в воспитании могут привести к образованию новых, ранее не наблюдавшихся отрицательных черт и особенностей личности ребенка. Так, в темпераменте Вали К., ученицы IV класса, мы наблюдали сангвинические черты. Она пользовалась неправильным методом изучения учебного материала – почти дословно заучивала текст. В V–VII классах она перестала быть хорошей ученицей, а с VIII класса, когда уроков стало больше, а объем материала значительно увеличился и она уже не . имела возможности дословно запомнить все уроки, Валя сделалась одной из отстающих учениц. Она очень болезненно реагировала на свои неудачи, замкнулась в себе, как бы обиделась на всех, стала нерешительна и робка. Только активное вмешательство в IX классе нового классного руководителя, обратившего особое внимание родителей на характер подготовки Вали к школьным занятиям, помогло сделать ее общительной и вернуть ей желание учиться. Как мы видим, каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны. Осознание положительных и отрицательных сторон темперамента и выработка умения управлять ими составляют одну из важнейших задач воспитания в школе и семье. Причем родителям нет необходимости обязательно определять, к какому типу высшей нервной деятельности относится ребенок, что является очень трудной задачей, так как чистых типов в природе не существует, гораздо важнее научиться судить об основных свойствах типа – о силе, уравновешенности, подвижности нервных процессов у ученика. Но чтобы правильно подойти к ребенку, исходя из особенностей его характера и присущего ему типа высшей нервной деятельности, родителям необходимо хорошо знать и понимать ребенка, тщательно изучать все характерные стороны его личности.
Предыдущая глава:
Сильный и слабый типы детей
Следующая глава:
Изучение детей в семье |
На главную страницу сайта |
|