|
Быть внимательным к жизни детейДля создания авторитета важно, чтобы родители охотно передавали детям свой жизненный опыт и свои знания, свои практические умения и навыки. Иван Петрович, отец двоих детей, любил заниматься фотографией, научились фотографировать и дети. Во время загородных прогулок он показывал своим детям, как из веток ивы сплести корзиночку, сделать кузовок из бересты, смастерить свисток. Иван Петрович, страстный охотник и рыбак, часто рассказывает детям интересные истории, он пользуется большим авторитетом у своих детей. Ребята любят хозяйничать, принимать участие в организации домашнего быта. Родители, которые учат их этому, пользуются большим уважением. Авторитет родителей создается и их отношением к общественной жизни. Дети высоко ставят своих родителей и активно следуют их примеру, если отцы и матери стремятся не отставать от жизни, всегда живут интересами своего предприятия, сельхозпредприятия, интересами родины. Родители, которые в идейном и духовном отношении растут вместе со своими детьми, всегда пользуются у них авторитетом. Очень важно, чтобы дети понимали общественное значение трудовых заслуг родителей. Ученик Коля частенько не готовил уроки, в табеле у него всегда были две-три «двойки». Однажды мать, хорошая производственница, взяла Колю на торжественное заседание к себе на предприятие. Мальчик увидел, каким вниманием и почетом окружена его мать. Она сидела в президиуме, ей преподнесли подарок, о ней говорили как о лучшей работнице. Кто-то сказал мальчику: «Ты, вероятно, тоже не плошаешь, тоже, наверное, отличник?» Коля стыдливо молчал. Все то, что он видел и слышал на собрании, произвело на него большое впечатление. Дома он обещал учиться хорошо, не позорить мать и свое обещание сдержал с честью. Одним из важнейших условий авторитета является поведение родителей в семье, их отношение между собой. Ненормальная жизнь семьи – ссоры и конфликты между родителями, взаимное недоверие, пьянка – неблагоприятно отражается на детях, порождает в них чувство отчужденности, замкнутости, иногда даже враждебное отношение к родителям. А. С. Макаренко говорил: «Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение». Определяющим в поведении родителей в семье является их совместный труд, взаимопомощь, взаимное уважение, теплота, задушевность, искренность. Повышает авторитет родителей договоренность между отцом и матерью о единой линии в воспитании. Родители Вали и Толи Г. взаимно поддерживают авторитет друг друга, например бабушка говорит: «Я думаю, папа не будет возражать, если вы сегодня пойдете к товарищу». Отец, со своей стороны, когда нужно, ссылается на мать или бабушку. Взрослые никогда не осуждают и не отменяют, решений, принятых кем-нибудь из них, если даже не согласны с ними. Все недоразумения решаются в отсутствие детей, в семье установлена единая линия подхода к ним. Родители разрушают свой авторитет, если не придерживаются единых требований в воспитании, не считаются друг с другом. Нужно стремиться, чтобы все спорные вопросы, касающиеся воспитания детей, обсуждались и решались в их отсутствие. Только поддерживая взаимное уважение, каждый из родителей может укрепить свой личный авторитет, и вместе с тем будет обеспечено нужное воспитательное воздействие старших на детей. Атмосфера товарищеской помощи, уважения, доверия – необходимое условие прочного родительского авторитета. Но авторитет родителей во многом зависит и от того, как относятся они к детям. Ведь бывает так. Родители живут между собой хорошо и дружно, но настоящей близости с детьми нет. Взгляды детей порой формируются независимо от семьи, под влиянием товарищей. А родители потом удивляются: «В кого они у нас такие?». Поэтому нужна близость с детьми. Важно быть внимательным к жизни детей, знать их интересы, чем они живут, кто их друзья. В хорошей семье ребенок делится с родителями своими переживаниями, чувствами, рассказывает о себе. Необходимо относиться к ребенку справедливо, малейшая несправедливость вызывает у него чувство обиды и неуважения к родителям. Авторитет зависит от понимания психологии ребенка, от умения глубоко проникнуть в мысли и чувства детей, правильно учесть их желания. Иногда можно разрешить сыну или дочери то, что не совсем желательно для родителей, – разрешить только потому, что желание их слишком сильно и прямой запрет вызвал бы у него тяжелые переживания. Нередко полезно, чтобы дети путем личного опыта поняли ошибочность своего желания. Некоторые родители невнимательно относятся к рассказам детей о событиях в школе, о том, что ребенка волнует, просто предлагая «замолчать». Это неправильно, надо серьезно и постоянно интересоваться учебным трудом детей.
Предыдущая глава:
Ребенок может быть другом для отца и матери
Следующая глава:
Уважительное отношение к детям |
На главную страницу сайта |
|