|
Ответственность родителей за воспитание детейСемья в содружестве со школой воспитывает у будущих граждан нашей великой родины, активных и сознательных строителей государства. Эти высокие гражданские, общественные цели семейного воспитания, проникнутые идеями патриотизма, возлагают на родителей большую ответственность перед всем народом, перед родиной за современное воспитание детей. «Воспитывая детей, – писал А. С. Макаренко, – нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны и, значит, и историю мира» В осуществлении этих высоких целей семейного воспитания решающим условием является активное, постоянное, сознательное и ответственное выполнение самими родителями их гражданского долга перед нашей страной, перед народом, осуществляющим строительство государства. Родители и педагоги совместно, рука об руку, решают сложные и почетные задачи воспитания человека большой души и возвышенных идеалов – строителя, патриота и подлинного гуманиста. И наши дети действительно растут такими людьми под благотворным влиянием всего образа. Всюду наши дети активно участвуют в меру своих сил и возможностей в общественно полезном труде, в преображении родных городов и деревень, выращивают деревья и кустарники для озеленения улиц и площадей. И все это с каждым днем приобретает все более широкий и массовый характер. В очерке «Наши дети» писательница Е. Кононенко справедливо отмечала, что самое важное и интересное – это то, как наши дети объясняют, для чего они все это делают, ставят опыты с яблоками, с разведением южных культур на севере. – Ведь мы должны переделывать природу! – говорят они горячо. – Вот мы научимся, вырастем, мы еще не такое везде посадим, вы даже не узнаете нашу местность, она будет совсем другая. Деревья другие, цветы другие... Все будет такое сильное, красивое. Даже в воздухе будет пахнуть цветами, яблоками, виноградом, персиками. И люди будут жить очень долго. – Сколько? – Лет двести. А уж сто обязательно. – Сто – это будет считаться еще молодой. И никто не будет болеть. И все до одного будут веселые... Дорогие наши ребята – мечтатели и фантазеры... Но ведь в том-то и дело, что они не только мечтают и фантазируют. Они проделывают опыты с ветвистой пшеницей, яблоками. Они с первых школьных лет – новаторы. И многие из них уже – умельцы... Они даже называют так свои кружки: «Кружок умелых рук», «Клуб юных умельцев». Ребята из Чередовского детского дома Омской области по своей собственной инициативе и своими собственными руками построили, правда с помощью взрослых, на маленькой, но бурной, порывистой речке небольшую гидроэлектростанцию. В детском доме и двадцати сельских домах появился свет от детской ГЭС. И в этом примечательном событии нельзя не увидеть, как отчетливо проявляются в наших детях прекрасные черты новых людей – инициативных, настойчивых, настоящих патриотов, уже со школьных лет преображающих и украшающих жизнь. Но всех этих фактах сказывается великая и животворная сила наших возвышенных и благородных идей воспитания молодого поколения – общих и единых для семьи и школы. Наше государство заботится о ребенке с самого его рождения и даже еще до рождения: мать получает продолжительный отпуск по беременности и после родов, соответствующие пособия и т. д. Широчайшая сеть яслей, детских садов, школ, дворцов скаутов, площадок и других детских учреждений обеспечивает все необходимые условия для воспитания и обучения наших детей. Отечески заботясь о подрастающем поколении будущих строителей государства, правительство приняли в последние годы новые важные постановления, которые обеспечивают родителям наиболее благоприятные условия и возможности для воспитания детей. Сюда относятся постановления правительства о новом режиме рабочего дня, введенном в учреждениях, о сокращении рабочего дня в предвыходные и предпраздничные дни, о введении сокращенного рабочего дня в некоторых отраслях промышленности в результате роста производства и производительности труда. В свете всех этих постановлений неизмеримо возрастает ответственность родителей перед обществом и народом за современное воспитание детей. Однако до сих пор далеко еще не все родители осознали это. Некоторые родители, отдав детей в школу, не только полностью самоустраняются от их воспитания, не только не помогают школе, но и осложняют ее работу своим бестактным отношением к учителям. Есть еще такие отцы и матери, которые приходят в школу к педагогам с такого рода претензиями: – Вот мы отдали вам прекрасного мальчика, а теперь не узнаем его – никого не слушается. Почему вы его так плохо воспитываете? Такие родители всю ответственность за воспитание детей возлагают полностью на школу. Нельзя не напомнить в связи с этим резких, но справедливых слов А. С. Макаренко из «Книги для родителей»: «Вы понимаете, все было хорошо, а потом Сережа подружился с разными мальчиками на нашем дворе... Эти «разные мальчики» разлагают Сережу. Сережа пропадает неизвестно где, Сережа взял из шкафа отрез на брюки и продал, Сережа пришел под утро, и от него пахло водкой, Сережа оскорбил мать. Только самый безнадежный простак может поверить, что все это сделали «разные мальчики», «уличные мальчики». Сережа – вовсе не новая марка. Это обычный, достаточно надоевший стандарт, и выделывается он отнюдь не уличными мальчиками и не «мальчиками на нашем дворе», а ленивыми и бессовестными родителями, выделывается вовсе не молниеносно, а настойчиво и терпеливо, начиная с того времени, когда Сереже было полтора года».
Предыдущая глава:
Соотношение школы и семьи
Следующая глава:
Обязанности родителя и педагога |
На главную страницу сайта |
|