|
Авторитет родителей и уважение ребенкаРодители теряются в догадках, когда падает их авторитет, объясняют все это дурным влиянием товарищей. Авторитет родителей быстро разрушается обычно в тех случаях, когда он построен на ложных основаниях. Если же авторитет создан на правильной основе, дурное влияние товарищей так быстро его не разрушит, уважение к родителям не исчезнет, слово, родителей сохраняет для ребенка свое значение и силу. А. С. Макаренко, ссылаясь на печальный опыт наблюдаемого им неверного воспитания в семье, в своих «Лекциях для родителей» и в «Книге для родителей» развенчивает разные виды ложного «авторитета». Таким, например, является «авторитет подавления». К сожалению, семей, где уважение к родителям держится на страхе, угрозе, ремне, встречается еще немало. Сурово осуждая таких родителей, великий русский критик В. Г. Белинский писал: «Как грубо ошибаются многие, даже из лучших отцов, которые почитают необходимым разделять себя с детьми строгостью, суровостью, недоступной важностью! Они думают этим возбудить к себе в детях уважение, и в самом деле возбуждают его, но уважение холодное, боязливое, трепетное, и тем отвращают их от себя и невольно приучают к скрытности и лживости...». Если это продолжается долго, вырастают забитые, трусливые, лицемерные люди, а нам нужны люди смелые, честные активные борцы за новую жизнь. Спокойное, ровное обращение с детьми, рождает веру и уважение к родителям. Лучшие люди человечества, при всем их величии, были очень близки и внимательны к детям. Некоторые родители прибегают к «авторитету чванства». Для людей, честных тружеников, характерна скромность как на работе, так и дома, но встречаются еще и такие, которые дома любят поговорить о своих достоинствах, высокомерно относясь к другим людям, не отмечая их заслуг. Дети наблюдают это и начинают чваниться тоже, хвастаться начальствующим положением отца, талантом матери или родственников. Поводом для чванства бывает и папина машина, на которой ученика подвозят в школу. Так, разговорами о своем служебном и общественном положении родители пытаются создать свой авторитет, положительно повлиять на детей, которые, однако, очень часто делают противоположные выводы: «Мой папа начальник, мне все можно». В детях развивается высокомерие, пренебрежение к другим людям, неумение ценить их труд. Ряд родителей добивается послушания детей путем подарков и обещаний. Мать говорит своему сыну: «Будешь слушаться папу и маму, купим тебе велосипед»; «Будешь слушаться, пойдешь в кино». «Авторитет подкупа – самый безнравственный вид авторитета», – писал А. С. Макаренко, В семье могут быть поощрения, похожие на премирование, но нельзя премировать за хорошее отношение к родителям, за послушание. У ребенка создается мнение, что он делает хорошее не для того, чтобы принести пользу обществу, а только лишь для папы с мамой и что, если поторговаться с ним, то можно больше выторговать, он будет стремиться делать что-либо только за подарки, ему будет чуждо чувство долга перед родиной, школой и семьей. Есть и такие родители, которые считают свои распоряжения непреложным законом для ребенка. Например, отец наказал сына, а потом обнаружилось, что сын не виноват, но отец ни за что не отменит своего наказания: «Раз я сказал, так должно и быть». Таким родителям неплохо бы подумать над словами Н. А. Добролюбова, сказанными в статье «О значении авторитета в воспитании»: «...Какое пышное развитие мог бы получить ум, какая энергия убеждений родилась бы в человеке и слилась со всем существом его, если бы его с первых лет приучали думать о том, что делает, если бы каждое дело совершалось ребенком с сознанием его необходимости и справедливости, если бы он привык сам отдавать себе отчет в своих действиях и исполнять то, что другими велено, не из уважения к приказавшей личности, а из убеждения в правде самого дела!..».
Предыдущая глава:
Уважение отца и матери
Следующая глава:
Ребенок может быть другом для отца и матери |
На главную страницу сайта |
|