|
Навыки уважительного отношения к людямВоспитание уважения к людям в преддошкольном и дошкольном возрасте лучше всего проводить на простых и доступных пониманию детей примерах и фактах, в играх, путем чтения им рассказов и сказок с соответствующим содержанием, путем постоянных упражнений детей в чуткости и заботливости, предупредительности и готовности оказать помощь другим людям, пожертвовать своими личными интересами и желаниями в пользу других. Например, родители делают замечание своему сыну или дочери трех – пяти лет: «Ты посмотрел, дай другим посмотреть»; «Подвинься, тут еще Маша сядет»; «Ты покушал, оставь папе, он придет с работы и кушать тоже захочет», – говорит мать трехлетнему Павлу. «Коля, не шуми, видишь, мама отдыхает. Она у нас сегодня много поработала», – говорит отец маленькому Коле. «Играй одна, видишь, папа занимается, не мешай ему, когда он кончит работать, то и с тобой поиграет», –¦ говорит мать дочке Тане. Такой подход к маленьким детям постепенно приучает их заботиться о родителях, проявлять внимательность к ним, уважать их труд. Работница Анна Борисовна Березова рассказывает: «У меня дочка учится в III классе. Вчера иду с работы и думаю: пол вымыть, Вале фартук выгладить... Только вхожу в квартиру, Валя кричит: «Мама! Вытирай хорошенько ноги!» Смотри» пол вымыт, фартук выглажен, чистая посуда в буфет убрал. Все хозяйственные дела сделаны». Мать с дочерью хорошо отдохнули в этот вечер, почитали интересную книжку, погуляли. «Я как будто помолодела», – говорила Анна Борисовна. Вот что значит забота маленькой дочери! На этой основе у дошкольников и младших школьников важно развивать чувство уважения к другим людям – к членам трудового общества. Полученные навыки уважительного отношения к людям необходимо закреплять и развивать в школьном возрасте, уже на более широкой базе духовного и морального развития ученика, чаще апеллируя к его сознанию, сообразуясь при этом с его возрастом и индивидуальными особенностями. Так, например, одной из важных форм воспитания уважения к людям в подростковом возрасте является скаутское движение. Коля, Ваня, Мария и Валя – члены группы – систематически помогают пенсионерке, бывшей учительнице Анастасии Петровне В., напилить и наколоть дрова, принести воду, вымыть пол в квартире. Этим самым они доказывают на деле свое уважение к человеку труда, отдавшему сорок лет своей жизни воспитанию детей. «Скауты» – это новое и необычное слово теперь прочно вошло в жизнь. На родительское собрание в III классе Октябрьской школы Николаевской области пришла бабушка ученика Жоры К. Жора – сирота, живет с дедушкой и бабушкой. Зимой дедушка тяжело заболел, его отправили в больницу. Больной бабушке пришлось бы очень тяжело одной, если бы не два товарища Жоры по отряду. Всю долгую зиму изо дня в день они вместе с Жорой помогали бабушке: кололи дрова, носили воду из колонки, ходили за продуктами, выполняли множество незаметных, по утомительных для старого человека повседневных дел. В школе об этом не знали ни ребята, ни учителя, ни вожатые. Все открылось на родительском собрании. Ничего романтичного не было на первый взгляд в этом поступке. Но два маленьких друга, несомненно, поняли его внутреннюю красоту: ведь хватило же у них терпения и скромности всю зиму хранить свою тайну. Забота тимуровцев об удобствах людей все чаще выходит за рамки индивидуальной помощи. В своих замыслах они идут дальше. Зимой возле водопроводной колонки намерз ледяной бугор. Неудобно брать воду, люди скользят и падают. Но вот это подметили тимуровцы, и трое веселых друзей с ломиками уже тут как тут, во все стороны полетели ледяные корки. – Вот хорошо-то! Кто же это додумался лед расколоть?– радуются приходящие за водой люди. Потребность активно вмешаться, помочь, принять участие в труде и заботах взрослых всегда имеется у наших школьников. Пионеры не могут непосредственно принять участие в освоении целинных и залежных земель. Им советуют подождать. Но скауты желают действовать сейчас, чтобы по-своему, по-ребячьи помочь и в этом деле. И вот на целинные земли стали поступать посылки с книгами, письма школьников. Все шире развертывается тимуровское движение. Оно служит воспитанию у детей высоких качеств гуманизма. Тимуровские дела формируют в ребятах большие и прекрасные человеческие качества, уважение к людям, внимание к человеку, чуткость, отзывчивость, заботливость и предупредительность. Родители должны поощрять участие детей в тимуровском движении, помогать школе и скаутской организации развивать и расширять его. Наряду с тимуровским движением родителям следует использовать и другие разнообразные формы, методы и средства для воспитания у школьников уважения к людям. Надо уметь использовать этические беседы на темы о вежливости, чуткости, внимательности, предупредительности, отзывчивости, а также привлекать художественную литературу, личный пример и примеры поведения окружающих людей, возбуждая у детей чувство отвращения к плохим примерам и чувство восхищения фактами благородного поведения людей, постоянно упражняя своих детей в тех поступках и делах, в которых проявляется уважение к человеку, постоянная готовность помочь людям в затруднительных случаях. В методике воспитания родителям надо опираться на естественное стремление детей к красоте человеческих поступков, возбуждать у них любовь к прекрасному во взаимоотношениях людей. Одной из важных форм проявления уважения к людям является вежливость. Воспитание вежливости – необходимая составная часть работы родителей по формированию у детей навыков и привычек культурного поведения.
Предыдущая глава:
Воспитание уважения к людям
Следующая глава:
Воспитание вежливости к людям |
На главную страницу сайта |
|