О компании Стоимость
компании
Стратегическое
планирование
Управление
стоимостью
Стоимостной
маркетинг
Стоимостное
мышление
Привлечение
инвестиций
 

Навыки уважительного отношения к людям

Воспитание уважения к людям в преддошкольном и дошкольном возрасте лучше всего проводить на простых и доступных пониманию детей примерах и фактах, в играх, путем чтения им рассказов и сказок с соответствующим содержанием, путем постоянных упражнений детей в чуткости и заботливости, предупредительности и готовности оказать помощь другим людям, пожертвовать своими личными интересами и желаниями в пользу других. Например, родители делают замечание своему сыну или дочери трех – пяти лет: «Ты посмотрел, дай другим посмотреть»; «Подвинься, тут еще Маша сядет»; «Ты покушал, оставь папе, он придет с работы и кушать тоже захочет», – говорит мать трехлетнему Павлу. «Коля, не шуми, видишь, мама отдыхает. Она у нас сегодня много поработала», – говорит отец маленькому Коле. «Играй одна, видишь, папа занимается, не мешай ему, когда он кончит работать, то и с тобой поиграет», –¦ говорит мать дочке Тане.

Такой подход к маленьким детям постепенно приучает их заботиться о родителях, проявлять внимательность к ним, уважать их труд.

Работница Анна Борисовна Березова рассказывает: «У меня дочка учится в III классе. Вчера иду с работы и думаю: пол вымыть, Вале фартук выгладить... Только вхожу в квартиру, Валя кричит: «Мама! Вытирай хорошенько ноги!» Смотри» пол вымыт, фартук выглажен, чистая посуда в буфет убрал. Все хозяйственные дела сделаны». Мать с дочерью хорошо отдохнули в этот вечер, почитали интересную книжку, погуляли. «Я как будто помолодела», – говорила Анна Борисовна. Вот что значит забота маленькой дочери!

На этой основе у дошкольников и младших школьников важно развивать чувство уважения к другим людям – к членам трудового общества.

Полученные навыки уважительного отношения к людям необходимо закреплять и развивать в школьном возрасте, уже на более широкой базе духовного и морального развития ученика, чаще апеллируя к его сознанию, сообразуясь при этом с его возрастом и индивидуальными особенностями.

Так, например, одной из важных форм воспитания уважения к людям в подростковом возрасте является скаутское движение. Коля, Ваня, Мария и Валя – члены группы – систематически помогают пенсионерке, бывшей учительнице Анастасии Петровне В., напилить и наколоть дрова, принести воду, вымыть пол в квартире. Этим самым они доказывают на деле свое уважение к человеку труда, отдавшему сорок лет своей жизни воспитанию детей. «Скауты» – это новое и необычное слово теперь прочно вошло в жизнь.

На родительское собрание в III классе Октябрьской школы Николаевской области пришла бабушка ученика Жоры К. Жора – сирота, живет с дедушкой и бабушкой. Зимой дедушка тяжело заболел, его отправили в больницу. Больной бабушке пришлось бы очень тяжело одной, если бы не два товарища Жоры по отряду. Всю долгую зиму изо дня в день они вместе с Жорой помогали бабушке: кололи дрова, носили воду из колонки, ходили за продуктами, выполняли множество незаметных, по утомительных для старого человека повседневных дел.

В школе об этом не знали ни ребята, ни учителя, ни вожатые. Все открылось на родительском собрании. Ничего романтичного не было на первый взгляд в этом поступке. Но два маленьких друга, несомненно, поняли его внутреннюю красоту: ведь хватило же у них терпения и скромности всю зиму хранить свою тайну.

Забота тимуровцев об удобствах людей все чаще выходит за рамки индивидуальной помощи. В своих замыслах они идут дальше.

Зимой возле водопроводной колонки намерз ледяной бугор. Неудобно брать воду, люди скользят и падают. Но вот это подметили тимуровцы, и трое веселых друзей с ломиками уже тут как тут, во все стороны полетели ледяные корки.

– Вот хорошо-то! Кто же это додумался лед расколоть?– радуются приходящие за водой люди.

Потребность активно вмешаться, помочь, принять участие в труде и заботах взрослых всегда имеется у наших школьников. Пионеры не могут непосредственно принять участие в освоении целинных и залежных земель. Им советуют подождать. Но скауты желают действовать сейчас, чтобы по-своему, по-ребячьи помочь и в этом деле. И вот на целинные земли стали поступать посылки с книгами, письма школьников. Все шире развертывается тимуровское движение. Оно служит воспитанию у детей высоких качеств гуманизма. Тимуровские дела формируют в ребятах большие и прекрасные человеческие качества, уважение к людям, внимание к человеку, чуткость, отзывчивость, заботливость и предупредительность.

Родители должны поощрять участие детей в тимуровском движении, помогать школе и скаутской организации развивать и расширять его. Наряду с тимуровским движением родителям следует использовать и другие разнообразные формы, методы и средства для воспитания у школьников уважения к людям.

Надо уметь использовать этические беседы на темы о вежливости, чуткости, внимательности, предупредительности, отзывчивости, а также привлекать художественную литературу, личный пример и примеры поведения окружающих людей, возбуждая у детей чувство отвращения к плохим примерам и чувство восхищения фактами благородного поведения людей, постоянно упражняя своих детей в тех поступках и делах, в которых проявляется уважение к человеку, постоянная готовность помочь людям в затруднительных случаях. В методике воспитания родителям надо опираться на естественное стремление детей к красоте человеческих поступков, возбуждать у них любовь к прекрасному во взаимоотношениях людей.

Одной из важных форм проявления уважения к людям является вежливость. Воспитание вежливости – необходимая составная часть работы родителей по формированию у детей навыков и привычек культурного поведения.


Предыдущая глава: Воспитание уважения к людям

Следующая глава: Воспитание вежливости к людям


Воспитание детей в семье
родителей развитие наследственность умственное физическое эстетических стороны принципы коллектив перспективность требовательность положительное общество странах свобода традиции семейное сшколы ответственность обязанности авторитет уважение ребенка матери жизни детям здоровый быт отца алкоголизм суеверия уюта бюджет деньги такт учителям мотив характер любви требовательность доверие внимательность периодизация возраст младший основное слушать школьный физическое поступков процесс деятельности интересы развитие труд девушек дружба особенностей темперамент типы положительные изучение дневник помощь школе комитет индивидуальные препятствия подрывание собраниях роль связи опыт роман формирование труд интерес способностей одареннымм талант игра игра недооценка ролевые влияние подвижные дидактические игрушки коллективной спортивной руководство ученье подготовка родителей речи режим ответственность школьника домашнее материал задач самостоятельное экзаменам питания участия чтения вслух книги читательский обучение радость творческий значение свободный домашний технический инструмент хозяйственный художественный профессии склонности качества любвию атмосферы обязанности распределение познавательного оценка наказыватьм трудовое правдивого слово знания ошибки поступки чувства привычки контроль характер черт целеустремленности коллектив самостоятельности трудностей самовоспитаниеа требования упрямства дисциплинированности дисциплина правила литературы упражнение обязанностей режим предупреждение поощрений наказание имени замечания недопустимость доверия культуре школьника уважения навыки вежливости правил поведения качество речь скромности хвастовство застенчивостью манер преодоление внедрение общественности организаций участиеи скаутских эстетическое прекрасного воспитание произведения театров созерцание музыкальных жизни вкуса одежде красоты сущность воспитания заинтересованность тонкости средства упражнений закаливание купание гигиенических личной спорт подвижные
Все главы

На главную страницу сайта