|
Знания родителей по воспитанию детейПедагогическая и родительская общественность города Йошкар-Олы возмущалась одним юношей из 11-й средней школы. Десятиклассник Альберт С. на уроках литературы очень страстно и изысканно говорил о товариществе и дружбе, о внимании к людям, о вежливости и о многих других высоких качествах поведения молодого человека, за ответ получил оценку «5». Это было на уроке. В действительности, в жизни он поступал по-другому. Через пару дней на катке он, поспорив из-за девушки со своим товарищем (тоже десятиклассником) Арнольдом К., ударом хоккейной клюшки вышиб ему зуб. Жизнь проверила искренность слов Альберта С. и показала, что его ответ на уроках литературы был фальшивым, показным, прикрывающим внутреннюю грубость. Конечно, такого рода отрицательные факты не являются типичными ни для системы воспитания, ни для семьи. Они представляют собой, с одной стороны, последствия ошибок и недостатков в нашей воспитательной работе, а, с другой стороны, в них проявляются пережитки западной морали, которая еще продолжает оказывать влияние на отдельных неустойчивых молодых людей. Жизнь, проверяя результаты нашего воспитания, показывает, что не во всех семьях, не у всех родителей воспитание у детей поведения в единстве с их убеждениями, словами идет всегда успешно, ровно, немало имеется конфликтов и противоречий в результате допущенных воспитательных ошибок. Мы рассмотрим некоторые воспитательные ошибки родителей в семьях. По своему происхождению их можно свести к двум группам. Первая группа воспитательных ошибок родителей в воспитании у детей в семье поведения в единстве со словом, убеждениями проистекает от незнания родителями природы воспитания, его закономерностей, зависимости результата от методики и техники воспитательного процесса в семье, от недостаточного знания родителями психофизических возрастных и индивидуальных особенностей детей. Сюда, например, относятся такие воспитательные ошибки отдельных родителей: разнобой в требованиях между отцом и матерью, с одной стороны, и школой – с другой; мелочная опека, неуместные разговоры при детях, излишняя любовь к детям и недостаточная требовательность к ним, несоответствие воспитательной меры психофизическим особенностям ребенка, отсутствие упражнений детей в семье в выполнении ими своих слов в практических делах, отсутствие положительного примера родителей, в котором их дети видели бы претворение слов в делах, и др. Например, в пункте 11 «Правил для учащихся» говорится о необходимости школьнику все домашние уроки выполнять самостоятельно. Между тем некоторые родители нарушают это важное требование. Однажды у Лени не получилась задача. Он обратился к матери: – Мама, а мама, не могу решить задачку. – Еще подумай. – Думал – и все равно не выходит. Анна Владимировна взяла задачник, листок бумаги и через несколько минут сказала: – Вот, готово. Перепиши без ошибок и помарок, получишь «5». Леня обрадовался и начал усердно переписывать. Утром, перед тем как уйти в школу, он остановился у двери и с виноватым видом спросил у матери: – А если учительница спросит, сам я решил задачу или нет, что ответить? – Просто невозможный ты мальчик! Конечно, ты решил, я же только на листке... Леня на самом деле получил «5». Он был доволен: все обошлось, учительница не спросила, кто решил задачу, и даже хвалила Лёню перед классом. Но через несколько дней произошла неприятность: контрольную по арифметике Леня написал на «двойку». Боясь, что мать будет браниться, он решил порвать тетрадь. А дома он, чуть краснея, сказал: Тетрадь по арифметике учительница не отдала сегодня, завтра принесет. Что же получилось в результате от примененного «воспитательного метода» Анны Владимировны? Леня научился лгать и лицемерить сначала учительнице, а затем, когда получил «двойку», то и самой маме. Он отдал матери то, чему его она сама научила. Такое поведение родителей не только не способствует формированию у детей единства слова и дела, а, наоборот, воспитывает у них расхождение между словом и делом. Леня решил, что говорить одно, а делать другое иногда полезно.
Предыдущая глава:
Необходимо держать свое слово
Следующая глава:
Ошибки в воспитании детей |
На главную страницу сайта |
|