|
Хозяйственный труд детейБольшое воспитательное и оздоровительное значение имеет хозяйственный труд детей. Участие в различных видах хозяйственного труда необходимо как для сельских, так и для городских школьников. Физический труд в условиях пребывания на открытом воздухе имеет наибольшее оздоровительное значение. В то же время хозяйственный труд, начиная с ручного и кончая трудом на сложных хозяйственных машинах, развивает разностороннюю трудовую сноровку. Получаемые в процессе хозяйственного труда физическая закалка и трудовая сноровка в соединении с умственным развитием подготавливают детей к практической деятельности в любой отрасли труда, помогут включиться непосредственно в производство. Работая в поле, в саду, ухаживая за домашними животными и птицами, учащиеся применяют свои знания по ботанике и зоологии, что содействует политехническому образованию. Детей всех возрастов полезно вовлекать в коллективный труд семьи на приусадебном участке: помогать вскапывать огород, сад, производить посадку, поливать, полоть овощи, окучивать картофель. Надо, чтобы дети работали осмысленно, присматривались к особенностям почвы, понимали, почему одни растения следует чаще поливать, а другие – реже и т. д. Очень важно также разъяснять детям и показывать на практике наиболее рациональные способы работы. Лида и Петя посадили цветочные семена в бумажных стаканчиках. Цветочную рассаду высадили на отдельной клумбе, тщательно ухаживали за ней. Ребята вели наблюдения, записи в дневнике. Мама помогла советами: как подкормить растения, когда поливать. Большое удовлетворение испытывали дети, когда на клумбе всеми цветами радуги расцвели выращенные своими руками левкои, астры, георгины, хризантемы. Такого рода работа способствует развитию у детей любви к природе, пытливости мысли, наблюдательности, самостоятельности, настойчивости и способности преодолевать трудности. Учащиеся крестьянских школ в большинстве своем принимают участие в хозяйственном труде в сельхозпредприятиях. Ученики начальных классов под руководством родителей оказывают помощь старшим по уходу за ягодниками и садами, помогают в уходе за молодняком на фермах. Школьники среднего возраста участвуют в прополке, в окучивании картофеля, выполняют посильные виды труда на сенокосе, работают в дни уборки урожая на полях и в садах. Старшеклассники могут принимать участие во всех видах хозяйственного труда в соответствии с их физическими силами и образовательной подготовкой: работать помощниками комбайнера, заправщиками, управлять сенокосилкой и другими хозяйственными машинами, выполнять обязанности учетчика или табельщика. Во время пребывания в скаутских лагерях к работе в сельхозпредприятиях и совхозах часто привлекаются и городские школьники. Родители должны всячески поощрять и поддерживать эту трудовую деятельность своих детей. Те родители, которые имеют техническое образование и работают на производстве, могут с ребятами организовать экскурсию политехнического характера на свои предприятия, содержательно и всесторонне раскрыть перед детьми все особенности данного производства. Вместе с детьми могут родители посетить различные промышленные и хозяйственные выставки. Расширению политехнического кругозора способствует чтение в семье научно-популярных книг по вопросам техники, промышленного и хозяйственного производства. Журналы «Техника – молодежи», «Знание – сила», «Юный техник», научно-популярная литература развивают техническую мысль и творчески-конструкторскую деятельность молодежи. Известный ученый – изобретатель реактивного двигателя К. Э. Циолковский рассказывает, что любовь к технике, авиации зародилась у него в детстве под влиянием прочитанных книг. Книга может подсказать ребятам тему для работы, посоветовать, какой нужен инструмент и материал, дать полезные указания о том, как организовать самую работу.
Предыдущая глава:
Набор инструментов для детей
Следующая глава:
Художественный труд детей |
На главную страницу сайта |
|