|
Вторая стадия игры, интерес к коллективной игреВторая стадия игры, как мы указывали выше, характерна тем, что предпочтение детей к индивидуальной игре начинает перерастать в интерес к коллективной игре. Вторая стадия труднее для руководства, ибо дети уже не играют на глазах родителей, а предпочитают игры на свежем воздухе, в кругу товарищей. Эта стадия продолжается до 11–12 лет; она захватывает младший школьный возраст наряду со старшим дошкольным возрастом. В организации детских игр этого возраста большое значение имеет руководство педагогов, школьный коллектив. Но это не значит, однако, что родителям нечего делать в этот -период по руководству детскими играми, напротив, руководство в этот период особенно важно. Отсутствие контроля за детскими играми в этот период может привести к печальным результатам. Играя в «доктора» в отсутствие взрослых, дети различными загрязненными предметами (иголками, гвоздиками) пользуются для того, чтобы «привить оспочку», нередко мальчики-подростки используют порох для самодельных «револьверов». В таких случаях неожиданный взрыв может привести к ранениям. Значит, необходимо осуществлять постоянный контроль за формами организации. Только в этом случае игры окажут действительно положительное влияние на физическое, нравственное и умственное развитие детей. Вместе с тем необходимо отметить, что вмешательство родителей должно быть тактичным, оно не должно преследовать цель запретить ту или иную игру. Главная задача родителей, вообще взрослых – направить игру в желаемое русло, если, конечно, игра не является вредной. Одной из особенностей игр детей дошкольного и младшего школьного возраста является подражательность, что обязательно должны учитывать родители и предупреждать возможное отрицательное влияние окружающего: влияние пьяных людей, сквернословие, неуважительное отношение к людям. Необходимо в связи с этим учитывать также то, что к отрицательным последствиям при отсутствии руководства со стороны взрослых могут приводить не только не отвечающие правилам общежития явления, но и некоторые сами по себе положительные мероприятия, оказывающие сильное воздействие на психику детей, – кино, цирк и др. Яркий пример этого мы находим в книге Носова «Витя Малеев в школе и дома». Влияние программы циркового представления на отдельных ребят оказалось настолько сильным, что один из них, Костя Шишкин, решил стать артистом цирка. Он захотел стать эквилибристом и вместо того, чтобы готовить уроки, лежа на полу, пытался вертеть чемодан ногами. Костя поднимал чемодан руками и старался подхватить его ногами, но это ему никак не удавалось. Когда ничего не получилось с затеей стать эквилибристом, Костя решает стать жонглером. Он полез в шкаф и достал две тарелки. Одна из тарелок была разбита при первой же попытке жонглировать ею. Через несколько дней Костя решил бросить школу, выдрессировать собаку Лобзика и поступить в цирк артистом... Костю Шишкина удалось вернуть в школу при умелом вмешательстве родителей, товарища Кости и учительницы. Данный пример говорит о том, что требуется внимательное и вдумчивое отношение к играм детей, интересам и запросам младшего школьного возраста, кропотливая и настойчивая работа педагогов и родителей по разъяснению воспринимаемых ребенком явлений.
Предыдущая глава:
Первая стадия, время комнатной игры, время игрушки
Следующая глава:
Третья стадия, интерес к спортивной игре |
На главную страницу сайта |
|