|
Формирование волевых черт характераХарактер в целом и волевые черты характера не являются чем-то готовым, данным человеку от рождения. Нет людей от рождения с твердым или слабым характером. Волевые черты характера, как и характер в целом, воспитываются, формируются в процессе жизни и деятельности человека, в ходе его воспитания и обучения, под влиянием тех воздействий, которым постоянно подвергается человек в семье, в школе, в общественной и трудовой обстановке. Вместе с тем следует иметь в виду, что характер человека определенным образом зависит от типа высшей нервной деятельности. Эта зависимость обнаруживается главным образом в динамической стороне характера, богатстве или бедности движений человека, быстроте или медлительности его, энергичности или вялости. Известно, что один человек легко и быстро устанавливает контакт с новыми обстоятельствами, людьми, а другой – теряется, чувствует стесненность и скованность. Один уравновешен, проявляет выдержанность, спокоен, другой очень подвижной, беспокойный. Вместе с тем надо иметь в виду, что тип высшей нервной деятельности не остается неизменным, он поддается улучшению, совершенствованию под влиянием воспитания. Большое влияние на совершенствование типа нервной системы оказывают новые черты характера, возникающие в процессе воспитания. Нередки случаи, когда человек, в детстве вспыльчивый, неуравновешенный, в последующие годы становится дисциплинированным, выдержанным. В таких случаях происходит как бы подчинение темперамента характеру человека, наблюдается совершенствование типа высшей нервной деятельности. Каждый родитель, сознавая свою ответственность перед обществом за воспитание детей, заинтересован в том, чтобы его дети имели твердый, волевой характер. Воспитать такой характер можно в том случае, если учитывать закономерности развития характера, условия его воспитания. В настоящей главе мы осветим наиболее важные, на наш взгляд, условия воспитания волевых черт характера, которые не раскрыты в других главах книги. Прежде всего родителям нужно помнить, что воспитание характера начинается с раннего возраста, с первых лет жизни ребенка. С первых лет жизни закладываются основы волевых черт характера, умения, а затем привычки самостоятельно преодолевать трудности, делать то, что требуется в интересах коллектива, общества. Вите всего два года и два месяца. Мать Вити, Любовь Ивановна, уже в этом возрасте воспитывает у него волю. Время обеда. Витя садится за стол вместе с другими членами семьи (он уже самостоятельно кушает). Мать подает Вите суп. Но что случилось? Витя отказывается от супа и настойчиво просит дать ему виноград. Дело доходит до слез. Мать непреклонна в своем требовании: сначала скушай суп, котлетку, а потом получишь виноград. Витя со слезами покидает столовую. Уход Вити намеренно остается незамеченным членами семьи. Через несколько минут плач прекратился, Витя возвратился в столовую, занял свое место и молча начал есть... Есть ли в этом факте упражнение воли? Да, есть. Для слабой детской воли это было своеобразным испытанием. Вите нелегко было выполнить разумное требование матери, но благодаря последовательности и настойчивости этого требования Витя сумел заставить себя подождать, преодолеть нежелание кушать суп. В этом примере, на первый взгляд незначительном, налицо тренировка воли, конечно, в масштабе, соответствующем возможностям раннего детского возраста. Как обеспечить правильное воспитание волевых черт характера в семье?
Предыдущая глава:
Общее понятие о характере и его особенностях
Следующая глава:
Воспитание целеустремленности |
На главную страницу сайта |
|