|
Первая стадия, время комнатной игры, время игрушкиВ руководстве детскими играми родители часто допускают ошибки. Некоторые родители совершенно не интересуются игрой, думая, что дети сами знают, как лучше играть. У таких родителей дети играют, как хотят и когда хотят, сами организуя свои игры. В таких семьях, например, дети изображают пьяного человека, нарушающего на улице порядок и вступающего в грубую перебранку с прохожим. Понятно отрицательное влияние такой игры на ребенка. Другие родители, наоборот, слишком много уделяют внимания игре: вмешиваются в игру детей, показывают, рассказывают, как и что надо делать, вместо детей решают игровые задачи: здесь в сущности больше играют родители, а дети превращаются в наблюдателей или второстепенных участников игры. Правильное руководство детскими играми требует вдумчивого отношения родителей к этой деятельности детей. Руководство детскими играми должно проводиться с учетом возрастных возможностей, индивидуальных особенностей и склонностей ребенка. Прежде всего родителям следует помнить, что детская игра проходит несколько стадий развития и на каждой стадии требуется особый метод руководства. Какие же существуют стадии развития детской игры? .На этот вопрос дает подробный ответ А. С. Макаренко в лекции для родителей – «Игра». А. С. Макаренко выделяет три стадии развития детской игры. Первая стадия – это время комнатной игры, время игрушки. Эта стадия характеризуется тем, что ребенок охотно играет один, располагая теми игрушками, которые имеются. На этой стадии определяются личные способности, склонности ребенка и эти-то способности важно вовремя заметить родителям и правильно развивать их. Например, известно, что знаменитый русский композитор Глинка в возрасте пяти лет развешивал на стенах комнаты медные тазы и ударами по ним производил мелодичные звуки. Это была своеобразная игра, но именно в ней проявились индивидуальные склонности будущего композитора. Родителям не нужно бояться, что, играя один, ребенок вырастет эгоистом; можно предоставить ему возможность играть в одиночестве, но вместе с тем необходимо следить, чтобы он играл и в коллективе детей. Очень важно, чтобы первая стадия игры не затянулась, а вовремя перешла во вторую, что происходит в основном в возрасте трех-четырех лет. Предпочтение одинокой игры в возрасте трех-четырех лет начинает перерастать в интерес к товарищам, к групповой игре. Обычно этот переход происходит в виде повышения интереса ребенка к подвижным играм на свежем воздухе, во дворе. В этих играх трех-четырехлетние дети при руководстве старших проявляют творчество, дисциплинированность, смекалку. На первой стадии игры в центре внимания детей стоит игрушка, поэтому родителям важно знать, какие игрушки нужны детям. Игрушки могут быть самыми различными: разные автомобили, пароходы, самолеты. Особое значение в этой группе имеют заводные игрушки. Они развивают у детей интерес к технике, к машинам, к производству, что так важно в плане реализации задач политехнической подготовки подрастающего поколения. С увлечением играют дети с лошадками, куклами, ваньками-встаньками и другими игрушками. Большая роль в воспитании детей принадлежит полуготовым игрушкам. К этой группе относятся кубики, ящики-конструкторы, разборные модели. Ценность этих игрушек прежде всего состоит в том, что они заставляют детей активно мыслить, думать, творчески разрешать стоящие перед ними задачи. Важное значение имеет также игрушка-материал: глина, песок, куски картона, слюда, дерево, бумага, растения, проволока, гвозди. Родители должны обеспечить детей разнообразием игрушек, не стремясь к большому их количеству, ибо каждый вид игрушек имеет свои достоинства. Нам известны случаи, когда в некоторых семьях временно не давались детям хорошо известные им игрушки, поэтому, когда ребенок снова получал игрушку, у него возрастал к ней интерес. Следует позаботиться также о том, чтобы уже в старшем дошкольном возрасте был у ребенка набор инструментов: молоток, детская пилочка, рубанок. Пусть ребенок действует игрушечным инструментом, это необходимо для его физического развития, для воспитания политехнических навыков. Не следует стремиться приобретать детям как можно больше игрушек: это опасно, так как ребенок может потерять всякий вкус к ним. А. С. Макаренко, предостерегая родителей о такой ошибки, пишет: «Если у мальчика или девочки есть одна-две механические игрушки, не нужно покупать больше. Прибавьте к этому какую-нибудь разборную игрушку и побольше прибавьте всяких материалов, и вот уже игрушечное царство организовано. Не нужно, чтобы в нем было все, чтобы у ребенка разбегались глаза, чтобы он терялся в обилии игрушек».
Предыдущая глава:
Дидактические игры
Следующая глава:
Вторая стадия игры, интерес к коллективной игре |
На главную страницу сайта |
|