О компании Стоимость
компании
Стратегическое
планирование
Управление
стоимостью
Стоимостной
маркетинг
Стоимостное
мышление
Привлечение
инвестиций
 

Наказание и поощрение за поступки

Не следует, однако, обязательно награждать детей подарками за каждый их положительный поступок. Если это становится обычным явлением, то поощрения не доставляют детям радости, теряют силу своего воздействия. Часто искренняя радость родителей, их сердечная похвала за тот или иной хороший поступок вдохновляют и ободряют ребенка больше, чем какой-нибудь «вещественный», материальный подарок.

При выборе мер поощрения важно учитывать прежде всего возраст и индивидуальные особенности детей. Поступок, за который . следует похвалить ребенка младшего школьного возраста, иногда не требует никакого поощрения, если его совершают дети старшего возраста.

Например, первоклассник уступил место в автобусе старику. За этот поступок его следует потом (после выхода из автобуса) похвалить. Если же такой поступок совершил ученик старшего класса, – родителям не обязательно давать оценку его поведению. Старшеклассник сам уже должен правильно ориентироваться во многих случаях жизни и не ждать каждый раз одобрения или поощрения самых простых поступков.

Поощряя успехи одного ребенка, не следует противопоставлять его остальным детям и чрезмерно подчеркивать его достижения перед другими. Нужно стремиться к тому, чтобы поступки и действия одного ребенка получили признание и одобрение у других детей.

Поощрение также является и формой требовательности, поскольку оно налагает на воспитанника обязанность оправдать проявленное к нему доверие и хорошее отношение воспитателя. Таким образом, поощрение связано с определенными обязанностями и обязательствами, которые воспитанник берет на себя сознательно, со светлым чувством радости.

В системе воспитания поощрение часто выступает в форме серьезного и трудного поручения, задания, которое доверяется выполнить лучшим, наиболее сознательным и дисциплинированным воспитанникам.

Отказ родителей выполнить какую-нибудь просьбу детей о гом или ином интересном и приятном для них поручении представляет собой одну из форм наказания в нашей системе воспитательной работы и может оказать сильное воздействие на ребенка, поскольку подчеркнет, что данное поручение или задание надо заслужить.

– Мама! Разреши мне сходить за Витей в детский сад и привести его домой, – говорит ученик V класса.

– Нет, Дима, я не могу тебе доверить это, ты в школе не можешь себя вести как следует, а в детском саду будешь баловаться и на улице придумаешь какую-нибудь шалость.

– Но ведь Коля ходит за своим братом.

– Да, но он заслужил доверие своей мамы хорошим поведением в школе.

Наказание в противоположность поощрению есть выражение отрицательной оценки поведения ученика. При помощи наказания учащиеся приучаются согласовывать свое поведение с установленным распорядком и правилами. Наказание приучает ученика, прежде чем совершить что-нибудь, подумать о возможных последствиях.

Нельзя дать общих, пригодных на всякий случай рецептов в вопросе о наказании, каждый проступок является всегда индивидуальным и своеобразным. Однако существуют в педагогике принципиальные положения, определяющие значение и характер наказаний в нашей системе воспитания.

педагогика, прежде всего рассматривает наказание не только как средство принуждения, но и как средство убеждения.

Наше наказание, как и дисциплина в целом, рассчитано па сознание воспитанника, оно призвано не подавлять и не унижать его личное достоинство, а, наоборот, раскрыть истинный смысл совершенного воспитанником проступка.

Мать послала дочь, ученицу IV класса, в магазин за покупками. Нина купила все, что нужно было, но сказала, что потеряла три рубля. По глазам дочери, по смущенному виду мать догадалась, что деньги были истрачены на любимое дочкой мороженое. Более всего мать огорчило то, что девочка упорно продолжала лгать и не сознавалась в своем проступке.

Тогда мать позвала сыновей и в присутствии трех детей сказала:

– Вот смотрите, сколько у меня осталось всего денег до cледующей получки. И вот что мы должны купить.

Она разъяснила детям, как экономно ей приходится расходовать деньги, чтобы воспитать троих, как он приходится самой отказывать себе в удовольствиях, чтобы доставить необходимые развлечения детям. Потом она сказала:

– А сегодня, к сожалению, дети, мы не сможем купить конфет к чаю, так как Нина потеряла три рубля.

Нине стала ясной непривлекательная суть ее поступка, и хотя она не созналась в нем на этот раз, однако доверенных ей денег больше не «теряла».

В данном случае наказание, примененное матерью, должно было убедить девочку, что она совершила дурной поступок, который принес вред всей семье в целом, и что из-за ее нечестности оказались наказанными и ее братья. Очень важно отметить и то, что мать сочла возможным избежать длинных нотаций и поучений, которые обычно не производят желаемого впечатления на детей.


Предыдущая глава: Дисциплинирующее значение поощрений и наказаний

Следующая глава: Наказание от имени коллектива


Воспитание детей в семье
родителей развитие наследственность умственное физическое эстетических стороны принципы коллектив перспективность требовательность положительное общество странах свобода традиции семейное сшколы ответственность обязанности авторитет уважение ребенка матери жизни детям здоровый быт отца алкоголизм суеверия уюта бюджет деньги такт учителям мотив характер любви требовательность доверие внимательность периодизация возраст младший основное слушать школьный физическое поступков процесс деятельности интересы развитие труд девушек дружба особенностей темперамент типы положительные изучение дневник помощь школе комитет индивидуальные препятствия подрывание собраниях роль связи опыт роман формирование труд интерес способностей одареннымм талант игра игра недооценка ролевые влияние подвижные дидактические игрушки коллективной спортивной руководство ученье подготовка родителей речи режим ответственность школьника домашнее материал задач самостоятельное экзаменам питания участия чтения вслух книги читательский обучение радость творческий значение свободный домашний технический инструмент хозяйственный художественный профессии склонности качества любвию атмосферы обязанности распределение познавательного оценка наказыватьм трудовое правдивого слово знания ошибки поступки чувства привычки контроль характер черт целеустремленности коллектив самостоятельности трудностей самовоспитаниеа требования упрямства дисциплинированности дисциплина правила литературы упражнение обязанностей режим предупреждение поощрений наказание имени замечания недопустимость доверия культуре школьника уважения навыки вежливости правил поведения качество речь скромности хвастовство застенчивостью манер преодоление внедрение общественности организаций участиеи скаутских эстетическое прекрасного воспитание произведения театров созерцание музыкальных жизни вкуса одежде красоты сущность воспитания заинтересованность тонкости средства упражнений закаливание купание гигиенических личной спорт подвижные
Все главы

На главную страницу сайта