|
Внедрение культурной привычкиОбещание не совершать дурных поступков с ребенка брать, конечно, можно и надо, но вместе с тем надо все время помогать ребенку выполнить свое обещание, т. е. постоянно, неустанно контролировать его поведение. Особенно в этом нуждаются дошкольник и младший школьник и отчасти некоторые подростки. В более старшем возрасте при искоренении некультурных привычек необходимо опираться на сознание детей. Подростки и юноши в связи с присущим им стремлением к самоусовершенствованию могут в отдельных случаях самостоятельно исправлять свои вредные привычки. Тем не менее и им нужна помощь родителей в этом деле. Можно иногда наблюдать, как молодые люди испытывают огорчение от того, что не справляются с поставленной задачей. Обвиняют себя в безволии. Часто это происходит от неумения правильно решать задачу. Например, молодой человек решил избавиться от плохой привычки поздно ложиться и поздно вставать. Ему вовсе не надо каждое утро решать вопрос: понежиться еще в постели или вставать, так как в этом случае часто лень берет верх. Нужно изменить режим дня: назначить на раннее утро какую-нибудь серьезную работу, которую надо выполнить обязательно, и тогда чувство ответственности за выполнение дела заставит его вовремя встать с постели. Вредную, некультурную привычку надо искоренять постепенным внедрением культурной привычки, при этом обязанность родителей состоит в помощи детям, которая заключается в разъяснении вреда дурной привычки и в постоянном, неусыпном контроле за их поведением, предупреждающем внезапный прорыв отрицательной привычки в их поведении. Возникает вполне законный вопрос: «А как же воспитывать положительную культурную привычку?» Во-первых, необходимо знать время начала формирования той или иной привычки. А началом для формирования нужной привычки является тот момент, когда у ребенка появилась потребность к той или иной деятельности и началась сама эта деятельность. Например, стал ребенок самостоятельно одевать и снимать ботинки, – с этого момента и учите его, как это культурно делать, покажите, как зашнуровывать ботинок, как снимать, как очищать от грязи, научите не бросать куда попало, а ставить начищенные ботинки в определенное, постоянное место – вот и выработаете у него привычку культурного обращения с обувью. Во-вторых, надо отцу и матери ясно себе представить, в чем будет состоять желательная им культурная привычка, которую они стремятся привить своим детям. В-третьих, надо объяснить ребенку и расположить его к приобретению нужной привычки, а затем показать точно, без ошибок, необходимый образ действий, после чего потребовать его выполнения. Требование должно быть выражено в простом, ясном и кратком правиле. В-четвертых, в дальнейшем со стороны родителей должна быть проявлена твердость и постоянство в исполнении предъявляемого требования. Конечно, возникает много трудностей: дети склонны нарушать требуемые условия, но тут отец и мать должны быть тверды и постоянны, иначе мы не получим желаемого результата. Кроме этих условий, очень важных, необходимо еще вызывать у ребенка чувство удовольствия от успешного выполнения желаемых действий путем положительной оценки его достижений, его успехов. Постоянно «подкреплять» вновь усвоенные культурные привычки одобрением, так как неудачи, неприятности, связанные иногда с нужными действиями, затрудняют их упрочение. Например, родители вырабатывают привычку у своих детей класть каждую вещь в доме, которой они пользовались, на определенное, назначенное ей место, чтобы потом не искать ее. Если ваша дочка сегодня это выполнила точно, надо ее похвалить: «Вот молодчина, всегда так делай». И, наоборот, всякое невыполнение требуемого действия сопровождалось переживанием. Ваня не положил взятый им молоток на определенное место, а бросил, куда ему вздумалось, и побежал на улицу играть с товарищами. Надо немедленно его вернуть. «А ну-ка, положи молоток на свое место». Это, конечно, ему будет неприятно. Зато во второй и третий раз он будет привыкать класть вещи в доме на свое место, чтобы избежать неприятных переживаний.
Предыдущая глава:
Преодоление некультурных привычек у детей
Следующая глава:
Роль общественности в воспитании у детей культуры поведения |
На главную страницу сайта |
|