|
Знание детей, изучение мотивов их поведенияЗнание детей, умение тонко и чутко разбираться во всех движениях и колебаниях богатой детской души – важнейшее условие проявления педагогического такта родителей. В большинстве своем нарушения педагогического такта связаны с неумением понять мотивы поведения детей. Поэтому часто самые лучшие и благородные порывы, которыми руководствуются подростки и юноши в тех или иных своих действиях, воспринимаются родителями неправильно, поступок отождествляется с проступком, добрые намерения рассматриваются как злой умысел. Подходя к дому, Николай Петрович И. увидел своего пятнадцатилетнею сына Олега, гневно отмахивавшего кулаками перед носом какого паренька, по-видимому, своего сверстника. Не разобравшись, в чем дело, отец обрушился на Олега: «Хулиган! Дебошир! Немедленно домой!» Олег пытался объяснить отцу, что что не просто драка, что он защищает малыша, но Николай Петрович, не желая ничего слушать, приказал сыну немедленно отправляться домой. Огорченный Олег с тоской думал о несправедливости отца, который всегда так красиво говорил о смелости и благородстве, о необходимости защищать слабых, а тут не захотел понять, чем руководствовался он, Олег, затеявший драку, чтобы защитить малыша. Отец мог бы разъяснить Олегу, что для защиты слабого вовсе не всегда следует пускать в ход кулаки, иногда можно воздействовать и убедительным словом или другими средствами. Если бы Николай Петрович потрудился понять своего сына, он не нанес бы ему несправедливого оскорбления, которое так глубоко огорчило Олега и вызвало у него сомнения в искренности отца. Другой пример. Шел разговор о смелости и храбрости. Один из юношей, Андрей С., похвастался, что сумеет на всем скаку остановить лошадей. Скоро ему представился случай доказать это на деле. Он увидел скачущую лошадь и, бросившись наперерез, действительно остановил ее. Эту картину наблюдал его отец, агроном сельхозпредприятия Семен Яковлевич С. Встревоженный подбежал он к сыну, но убедившись, что тот цел и невредим, ни слова не сказав, ушел. Вечером он протянул сыну книгу: «Прочитай вот здесь», – сказал он. Это был роман Николая Островского «Рожденные бурей». В эпизоде, который указал, отец, рассказывалось о том, как герой романа, не раздумывая, бросился наперерез бешено скачущим лошадям, чтобы спасти жизнь людям, которым грозила гибель. Отец ничего не добавил. Но Андрею и самому стало ясно, как далек его ухарский и бесцельный «подвиг» от настоящего подвига во имя спасения жизни человека. Так умело и тактично объяснил отец сыну всю никчемность его глупого риска. Он смог это сделать потому, что понял действительные мотивы поступка сына, стремившегося проявить смелость и храбрость. Нарушение педагогического такта чаще всего происходит из-за того, что воспитатели и родители видят в детях только объект воспитания. Надо помнить всегда замечательные слова А. С. Макаренко о том, что «дети – это живые жизни и жизни прекрасные и поэтому нужно относиться к ним как к товарищам и гражданам, нужно видеть и уважать их права и обязанности, право на радость и обязанность ответственности».
Предыдущая глава:
Такт по отношению к учителям
Следующая глава:
Учет особенностей характера и черт личности ребенка |
На главную страницу сайта |
|