|
Изучение детей в семьеУмение опираться на возрастные и индивидуальные особенности детей зависит всецело от того, насколько хорошо мы знаем и понимаем душевный мир своего ребенка. Слабое знание особенностей детей приводит к тому, что порой родители становятся в тупик, когда узнают об отставании своих детей по тем или иным предметам или об их плохом поведении в школе. Следует признать, что некоторые родители еще слабо знают своих детей, не изучают особенности их физического развития и внутреннего мира, интересы и склонности, очень часто не осведомлены о том, как дети проводят свободное время вне школы, на улице, где бывают, с кем дружат, во что играют, как готовят домашние задания, что читают. Многие вопросы воспитания детей в семье легко могли бы быть разрешимы самими родителями, если бы они лучше знали психологию своего ребенка, его индивидуальные качества и особенности. Для того чтобы успешно бороться с теми или иными недостатками в поведении и характере ребенка, надо хорошо его изучить, найти причину, породившую эти недостатки. В процессе изучения мы воспитываем детей. Изучение проводится не ради изучения, а ради совершенствования поведения и качеств личности ребенка, более правильного использования его индивидуальных способностей и склонностей. Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями. Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своей совестью». Конечно, взрослому человеку порой очень трудно проникнуть в душевный мир ребенка. Взрослому понятны вопросы долга, он сравнительно легко подчиняет себя выполнению определенных обязанностей. Ребенку дошкольного и младшего школьного возраста в этих вопросах многое неясно. Да и действует он часто не под влиянием сознания, а под воздействием чувства. Сознание напоминает о себе лишь тогда, когда чувство уже разрядилось. Ребенка младшего школьного возраста и подростка могут легко увлечь игры, гулянье, а потом ему будет самому неприятно от сознания, что урок остался невыученные; Чтобы понять ребенка, его взгляды и переживания, необходимо изучать конкретные данные о его поведении и поступках. Изучать детей надо прежде всего в процессе их деятельности, обращая также внимание на мотивы деятельности и на ее результаты. При этом большое значение имеет, конечно, изучение самого процесса деятельности, т. е. изучение того, как ребенок учится, к а к он играет, как он координирует свои действия с действиями товарищей и т. д. Изучение сознания и чувств детей через их деятельность не должно вести к отождествлению внешних и внутренних проявлений ребенка. Необходимо иметь в виду, что один и тот же поступок один ребенок, например, может совершать для того чтобы помочь кому-нибудь, а другой – чтобы перед кем-нибудь выслужиться. Одна и та же черта характера, застенчивость например, может в одном случае проявиться в смущении, растерянности, в другом – в излишней шумливости и показной развязности поведения, которой прикрывается то же смущение. Важнейшим условием успешного изучения родителями своего ребенка является также умение выявить типичное в его поведении, умение определять случайные поступки, не характерные в целом для него, и вместе с тем выделить ведущие особенности, положительные и отрицательные качества, в первую очередь, конечно, положительные. К изучению ребенка очень важно подходить с верой в его силы и возможности, не бояться встречающихся трудностей, потому что затраченные на их преодоление усилия окупятся своими положительными результатами. Изучение каждого школьника в отдельности, знание его возрастных и индивидуальных особенностей – залог успеха в деле формирования личности, воспитания его характера. Как происходит изучение ребенка?
Предыдущая глава:
Положительные и отрицательные стороны темперамента
Следующая глава:
Дневник наблюдения за детьми |
На главную страницу сайта |
|