|
Дисциплина и режимБольшое значение имеет строгое соблюдение требований режима, четкого распорядка, который создает налаженность и организованность всей жизни в семье и благотворно отражается на воспитании твердой дисциплинированности. Режим детей в семье может лишь в том случае положительно сказываться на воспитании дисциплины, если существует одновременно определенный и строго соблюдаемый режим труда и отдыха у самих родителей. Режим – это определенная система средств и методов, которые помогают нам воспитывать. А. С. Макаренко говорил: «Можно представить себе самую лучшую дисциплину, и к ней мы всегда стремимся, но нельзя представить себе какой-нибудь идеальный, самый лучший режим. В одних случаях один режим будет самым подходящим, в других случаях – другой». Режим не может быть одинаковым. Он применяется в зависимости от возраста детей, окружающей обстановки, особенностей уклада и быта семьи, условий работы школы и родителей. Режим не может быть постоянным еще и потому, что является средством воспитания, а воспитание преследует определенные цели, пути которых всегда изменяются и усложняется. К сожалению, в некоторых семьях, где не понимают значения режима и пренебрегают им, жизнь течет не организованно, суматошно. Члены семьи пробуждаются и встают в разное время. В течение целого дня попеременно происходит питание членов семьи, одни садятся обедать, другие еще завтракают. Одни члены семьи хотят отдохнуть, другие развлечься. Целый день в такой семье не прекращаются галдеж, препирательства из-за различных неудобств, порождаемых общей неорганизованностью уклада семейной жизни. Соблюдение установленного порядка дня дисциплинирует школьника, обеспечивает определенный ритм в работе и отдыхе, поддерживает работоспособность школьника и тем содействует успешному ученью. Мать ученицы VIII класса Гали Н. рассказывает, что с первого дня учебы она установила строгий режим дня, который ее дочь должна была выполнять. Конечно, с переходом девочки из класса в класс менялся се режим дня в соответствии с возрастом и новыми требованиями школы. Какие же качества привились и выработались у ребенка благодаря твердому режиму дня? Прежде всего – точность во времени. За восемь лет учебы у Гали не было ни одного опоздания и пропуска занятий без уважительной причины. Во-вторых, она привыкла систематически и аккуратно выполнять домашние задания, – это постоянно обеспечивало отличную успеваемость. У девочки развивалась любовь к художественной литературе, – чтению были отведены определенные часы дня. Физический труд также стал для Гали потребностью. Однажды ее матери пришлось лежать в больнице. Галя сумела вести все домашние дела и одновременно успешно заниматься в школе. Когда у девочки прочно закрепились навыки систематической работы, матери уже не приходилось напоминать ей о режиме. Родителям необходимо знать общие основы построения режима дня для детей и подростков дома и в школе. Зная эти основы, они могут не только правильно организовать режим дня в семье, но и сознательно относиться ко всем мероприятиям, организуемым школой. Знание школьного режима родителями поможет им также активно участвовать во всей жизни школы, содействовать учителям в их воспитательной работе и обеспечивать единство требований к учащимся со стороны школы и семьи. Очень важно, чтобы все родители отчетливо представляли себе основные признаки правильного режима. 1. Режим успешно содействует воспитанию дисциплинированности и организованности, если школьнику ясна целесообразность требований режима и если он на практике убеждается в эффективности и полезности его строгого выполнения. 2. Режим не самоцель, а средство воспитания. Нет необходимости регламентировать каждый шаг ученика. Режим при всей его обязательности и строгости должен создавать условия для проявления творческой инициативы и самодеятельности ученика в распределении и использовании своего свободного времени. 3. Режим должен изменяться вместе с переходом ученика в следующий класс, с появлением у него новых возрастных и психологических особенностей, с изменением условий жизни ученика. Поэтому домашний режим в каждом отдельном случае должен быть индивидуализирован. 4. Успешное выполнение режима возможно только в том случае, когда он является точным и его выполнение строго контролируется родителями. При соблюдении всех этих условий режим содействует выработке организованности и дисциплинированности у школьников.
Предыдущая глава:
Требование выполнения обязанностей ребёнка
Следующая глава:
Предупреждение недисциплинированности и неорганизованности у детей |
На главную страницу сайта |
|