|
Труд, приносящий радостьТрудовое воспитание предполагает разрешение двух основных задач, неразрывно связанных между собой, воспитание у детей трудолюбия и вооружение их необходимыми умениями и навыками для успешной трудовой деятельности. Ошибочно думать, что трудолюбие можно воспитать вне труда. Оно скорее представляет собой результат систематической и правильно организованной трудовой деятельности, чем ее предпосылку. У ребенка не может развиться любовь к труду до тех пор, пока он на опыте не узнает, в чем радость труда, в чем его смысл и значение. Поэтому одних разговоров о труде, как бы ни были они занимательны и красочны, недостаточно для того, чтобы возбудить у детей любовь к труду. Трудолюбие – драгоценное качество человека, которое во многом определяет собой его поведение. Все лучшие моральные качества вырастают на этой основе: упорство в достижении поставленной цели, сила воли, деловитость, инициативность – качества, которые нужны для трудовой жизни и которые делают труд человека делом чести, делом славы, делом доблести и геройства. Поэтому трудовое воспитание не может сводиться только к тому, чтобы привить детям некоторые трудовые навыки. Главное – воспитать людей, для которых труд является высшим общественным долгом, источником творческой радости и наслаждения, дающим глубокое моральное удовлетворение. Поскольку свободный и творческий труд является основой развития общества, воспитание подрастающего поколения немыслимо без воспитания прогрессивного отношения к труду, которое включает в себя «труд по привычке трудиться на общую пользу и по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда на общую пользу, труд, как потребность здорового организма». К труду должна привлекать не награда, а сознание его общественной ценности и значимости, радость преодоления трудностей, радость победы – это и будет началом воспитания прогрессивного отношения к труду, Естественное стремление ребенка к деятельности надо направлять на выполнение таких работ, которые ему интересны и посильны, которые постепенно усложняются и развивают убеждение в радости труда. Если работа интересная, она увлекает и дает возможность проявить инициативу, полностью использовать свою силу и энергию – тем самым развивается трудолюбие. Конечно, нельзя ограничиваться только приятной для детей работой. Надо учить их видеть радость в любом труде, которая дается ценой преодоления препятствий в процессе труда. Успех наполняет сердце ребенка радостью, вызывает прилив энергии, влечет вновь взяться за дело. Ребенок, преодолевая одно затруднение за другим и переходя от одного успеха к другому, начинает чувствовать потребность в труде. Представление о труде как о высшей награде и почетном праве должно воспитываться с ранних лет у наших детей. Одна мать так приучала к самообслуживанию свою четырехлетнюю дочь: – Светлана, когда ты научишься делать это хорошо, я разрешу тебе самой одеваться, умываться и причесываться. Вот так же, как это делаем я и папа. Для Светланы настал, наконец, долгожданный день, когда мать объявила: – Вот теперь ты умеешь это делать очень хорошо, аккуратно и быстро. Поэтому я тебе позволяю всегда одеваться и раздеваться самой. Конечно, кроме тех дней, когда ты плохо себя будешь вести. И девочка огорчалась, если такие дни случались. Было стыдно: она умеет это делать не хуже, чем мать, а ее, «как маленькую», раздевают и умывают. Она плакала и просила: – Мамочка, не надо! Лучше ты меня целый день не пускай гулять. В один из дней, когда Светлана очень хорошо себя вела, мать сказала: – Ты сегодня была такая замечательная, что я тебе даже разрешаю помочь мне вымыть посуду. До сих пор ее вряд ли интересовало это занятие. Но волшебная фраза «я тебе разрешаю» сразу сделала для нее необычайно привлекательным несложный процесс мытья чайной посуды. Светлана приступила к нему с истинным вдохновением. По мере того как Светлана вырастала, этих «прав» у нее становилось все больше. Она начинала их выпрашивать сама: – Мамочка, ну позволь мне вымыть пол. Вот увидишь, я это сделаю хорошо. И, когда разрешение давалось, Света так старалась, что выходило действительно хорошо. Она получала постоянное право участвовать в тех хозяйственных делах, которые умела выполнить отлично.
Предыдущая глава:
Обучение труду детей – важная задача семьи
Следующая глава:
Творческий труд ребенка |
На главную страницу сайта |
|