|
Игра в жизни детейВо многом содержание детских игр зависит от быта семьи. Взаимоотношения между членами семьи, их культурный уровень, культура бытовых условий и обстановки, в которой живет семья, – все это находит отражение в играх детей. Играя в «магазин» или «школу», дети в обращении между собой и с другими персонажами игры отражают особенности отношений родителей к ним и друг с другом. Великий русский педагог К. Д. Ушинский, указывая на то, что игры детей по своему содержанию и форме зависят от условий жизни, писал: «У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет и гладит, у другой величается на диване, принимает гостей, спешит в театр... у третьей бьет людей, заводит копилку, считает деньги. Нам случалось видеть мальчиков, – говорит он, – у которых пряничные человечки уже получали чины и брали взятки». Некоторые из западных теоретиков (Бюллер и другие) выдвигают функциональную теорию игры. По этой теории, ребенок играет потому, что ему доставляет удовольствие самый процесс игры, независимо от результата игровой деятельности. Эта теория не видит зависимости мотивов игр детей от окружающей общественной деятельности, поэтому она несостоятельна. Наиболее реакционными являются фрейдистские теории игры. Эти теории видят в игре реализацию вытесненных из жизни желаний, поскольку в игре часто разыгрывается и переживается то, что не удается реализовать в жизни. Игра с точки зрения, например, западного ученого Адлера, – выражение неполноценности субъекта, бегущего от жизни, с которой он не в силах совладать. Этими теориями игра как средство подготовки к жизни превращается в средство бегства от нее. По существу все эти теории недооценивают роль руководства детскими играми со стороны взрослых, отрицают зависимость игр от социальных условий жизни. В нашей стране правительством созданы все условия для счастливой жизни детей. Во время прогулок с взрослыми дети видят, что на улицах строители возводят новые удобные и просторные дома, молодежь высаживает деревья, одевая город в красивый зеленый наряд. Они узнают из рассказов взрослых, что делается это для того, чтобы жизнь была еще прекрасней. И все это находит отражение в детской игре. В западных странах дети трудящихся рано лишаются радости детства, но и у них есть живая потребность игры. А. М. Горький в рассказе «Страсти-мордасти», повествуя о жизни простой женщины и ее сына Леньки, показывает радость игры для него в темном и страшном мире эксплуатации и унижения человека. Игра с насекомыми: жучками, бабочками – единственное удовольствие, получаемое больным мальчиком, который не может даже свободно передвигаться. Горький в своем рассказе показывает нищенское существование простого человека в эксплуататорском обществе, где ребенок не имеет возможности радостно играть, не имеет даже игрушек, где сама игра носит убогий характер, отражая в себе тяжелую, беспросветную жизнь детей трудящихся.
Предыдущая глава:
Игра и ее значение в воспитании детей
Следующая глава:
Недооценка значения игр родителями |
На главную страницу сайта |
|