|
Правильное восприятие поступков окружающихМногопредметное преподавание – это факт большой важности, потому что начинается различная система преподавания, появляются педагоги, различные по своему характеру и стилю работы, к которым нужно по-разному приспосабливаться, требования которых иногда расходятся и значительно усложняются. Новые требования в связи с новой системой преподавания способствуют также выработке определенных особенностей подросткового возраста. Подросток изучает новые предметы: в V классе начинается ботаника, в VI классе – зоология, геометрия, физика, в VII классе – химия. Но и в изучении уже известных предметов происходят изменения, значительно увеличивается объем получаемых знаний и усваиваются новые представления и понятия. До этого дети воспринимали поступки людей как таковые, а на материале литературного чтения в V классе они, например, приучаются понимать, что часто внешние поступки кажутся очень хорошими, а на деле они плохие, и наоборот. Подросток впервые знакомится с разнообразными человеческими отношениями и приучается к тому, что нужно не только видеть совершенные поступки, но и искать их причины, понимать, какими побуждениями руководствовались люди, совершая тот или другой поступок. Это заставляет задуматься подростка над тем: расходится у него самого слово с делом или нет, почему он поступил так, а не иначе. По-новому открывается мир для подростка при изучении истории. У него возникает вопрос: как же можно узнать и правильно оценить то, что произошло тысячелетия и столетия тому назад в жизни человеческого общества? Возникает перед ним также новое требование: не только рассказать о войне, но и раскрыть причины войны. От подростка теперь требуют анализа и выводов. Это необходимо хорошо знать и понимать родителям, чтобы в трудный период подросткового возраста поддержать у школьника веру в свои силы, воспитать у него настойчивость и трудолюбие, пытливость и любознательность. Конечно, многое решается обеспечением преемственности в работе между учителями IV и V классов. Но многое могут сделать и родители для того, чтобы с V класса у подростка не снизился интерес к ученью и школе. Возросшие трудности усвоения учебного материала, более сложные задачи, возникающие перед детьми в процессе овладения знаниями, только в том случае приводят к повышению интереса, если эти трудности преодолимы для ученика. В противном случае интерес не только не повышается, но и заметно угасает. Ошибки в воспитании подростков часто коренятся в непонимании или слишком поверхностном понимании их возрастных и индивидуальных особенностей. Иногда недооценивается рост сознательности подростка, его стремление добиться хороших успехов и выполнить порученное дело. Подросток нуждается в моральной поддержке со стороны родителей, ему нужно, чтобы верили в его силы. Невнимательность родителей или их придирчивость глубоко затрагивают чувства подростка. Ученица VI класса Оля Д. в беседе с классным руководителем сказала: «На моего папу не угодишь: если я получу «три», он говорит: «А почему не «четыре?» А когда получу «четыре», – говорит: «Пять» лучше! Когда принесу «пятерку», он говорит: «Но ведь только по одному предмету – это еще ничего не значит». У девочки сложилось мнение, что отец не верит в ее силы, в ее возможности учиться на «четверки» и «пятерки». «Значит, – рассуждает Оля, – я не могу учиться хорошо по всем предметам, тогда и стараться не стоит». Родители допускают серьезную ошибку, требуя от ребенка того, что ему не под силу, и делая ставку только на оценку. От родителей требуется большое умение установить правильное соотношение между стремлениями подростка, имеющимися у него силами и достигнутыми результатами.
Предыдущая глава:
Физическое и психическое развитие подростка
Следующая глава:
Процесс самовоспитания подростка |
На главную страницу сайта |
|