|
Ролевые игры детейИгры детей чрезвычайно разнообразны. Их характер во многом зависит от возраста детей, от условий, в которых играют дети, от материалов и игрушек, которыми они располагают. Несмотря на разнообразие детских игр, их можно разделить на так называемые творческие игры, которые создаются и организуются самими детьми, и на игры с правилами, которые намечены заранее и имеют готовое содержание. Но надо иметь в виду, что деление это относительно, поскольку в любой игре, какой бы она ни была, есть элементы творчества. Трудно представить игры с правилами, которые не требовали бы от детей творчества, усилия мысли, создания воображаемой ситуации. В играх, создаваемых самими детьми, изображается быт семьи, наши праздники, труд взрослых людей, деятельность старших братьев и сестер, чаще всего учебная. Дети играют в «завод», если родители или знакомые работают на заводе или кто-либо рассказывал детям о нем и этот рассказ произвел на детей сильное впечатление; играют в «сельхозпредприятие», в «поезд», в «магазин», с большой любовью изображают смелых воинов, моряков, играют в «школу», в «фотографию» и т. д. Игры, создаваемые самими детьми, имеют очень большое значение в развитии ребенка, именно эти игры развивают творческое воображение, мышление, доставляют детям большую радость. Среди таких игр особенно важны ролевые. В ролевых играх дети воспроизводят в доступной форме то, что наблюдают вокруг себя, главным образом подражая в этих играх деятельности старших. Например, ребенок не один раз наблюдал, как старшие братья и сестры готовят домашние задания, пишут аккуратно в тетрадях, читают; не однажды рассказывали они младшему братишке об учительнице, которой они так гордятся, об интересном уроке. Но совершенно другой бывает эффект, когда в игре в «школу» младший брат изображает ученика, что-то пишет, сосредоточенно думает... Представления детей в таких случаях становятся гораздо богаче, ярче и содержательнее. Ролевые игры часто являются началом знакомства детей с различными профессиями: врача, фотографа, учителя, продавца и др. Среди ролевых игр большое место, особенно у девочек, занимают игры в «дочки и матери». Нередко сама девочка берет на себя роль матери, ее дочери – куклы. Девочка наводит порядок в кукольном хозяйстве, наказывает кукол, кормит их, укладывает спать, шьет им одежду. Встречаются случаи, когда подобные игры сохраняются длительное время. Некоторые девочки до VII класса играют в куклы, что нередко вызывает недовольство со стороны родителей. Часто можно слышать, как некоторые родители с укором говорят своей дочери: «Не пора ли бросить играть в куклы, – ты уже большая!» Когда однажды мать Зои С., ученицы VII класса, сделала ей подобное замечание, девочка ответила: «Я, мама, уже не играю, а учусь шить». И действительно, Зоя, играя в куклы, развила у себя большой интерес к шитью, приобрела ценные практические навыки кройки и шитья. Сейчас Зоя – студентка педагогического института, она самостоятельно кроит и шьет себе платья, а также и своей матери, хотя не кончала специальных курсов. Таким образом, мы видим, что по отношению к игровой деятельности детей родители должны проявлять педагогический такт, умело руководить ею. Игры, создаваемые самими детьми, могут быть индивидуальные и коллективные. Предпочтение безусловно следует отдать играм коллективным, хотя в определенном возрасте, о чем мы будем говорить ниже, большое значение имеют и индивидуальные игры. Особенно важны для нравственного воспитания коллективные игры. В них воспитываются чувства товарищества, взаимопомощи, ответственность за порученное дело, настойчивость и самообладание.
Предыдущая глава:
Недооценка значения игр родителями
Следующая глава:
Влияние коллектива играющих детей |
На главную страницу сайта |
|