|
Роль общественности в воспитании у детей культуры поведенияДело воспитания детей не только дело учителей и родителей, но и всей общественности. Иногда городские и районные власти выносят неплохие постановления об ответственности взрослых за поведение детей в общественных местах, но практически эти постановления часто не выполняются и «повисают в воздухе». В магазине, на улице, в кино и других общественных местах, где бывают взрослые и дети, часто убеждаешься в том, что далеко еще не у всех взрослых граждан имеется чувство ответственности за поведение своих и чужих детей. Рядом находятся дети, а некоторые взрослые употребляют грубые, нецензурные слова, ведут разговоры, неуместные в присутствии детей. Пять часов вечера. В это время автобусы, курсирующие по линии № 2 г. Йошкар-Олы, всегда битком набиты людьми. Чтобы сесть, необходимо пропустить несколько очередных машин. На остановке группа людей. Среди них ожидает машину хорошо одетая мать с маленьким сыном Шурой, ему третий год. Один взрослый, пропуская очередную машину, произнес грубую фразу, на которую никто не обратил внимания. Вот подходит новая машина и опять переполнена людьми, сесть невозможно ни с передней, ни с задней двери. Шура, как ни в чем не бывало, подражая взрослому, раздраженно говорит ту же грубую нецензурную фразу. Мать в ужасе: «Шурик, что ты говоришь? Не смей повторять грубые слова!» Но не так просто Шурику забыть эмоционально воспринятую им грубую фразу. Нет-нет да и опять снова он повторяет ее дома. Так вне семьи и школы дети иногда учатся грубой речи и плохим поступкам. Каждый гражданин, находясь около детей, будь то улица, магазин, двор, стадион, каток и т. п., должен воздержаться от грубых слов или неуместных действий, при этом необходимо одергивать и соседа, позволяющего себе подобные действия. Некоторые граждане выполняют неуместные просьбы детей. Продавщица магазина отпускает 12-летнему мальчику пол-литра водки; другая, такая же несознательная продавщица из другого магазина со спокойной совестью отпускает мальчику «поштучно» папиросы. Как часто мы, взрослые люди, забываем, что именно мы в первую очередь отвечаем за грубость и недисциплинированность наших детей, за их нечуткость и невнимательность к окружающим людям. От степени осознания взрослыми своей ответственности за культуру поведения детей, от нашего умения правильно оценивать поступки детей в общественных местах и принимать, когда это требуется, соответствующие меры во многом зависит успех воспитания детей. Отделы народного образования недостаточно разъясняют взрослым «Правила для учащихся», поэтому многие не знают их и не могут следить за их выполнением. Мы знаем немного примеров, чтобы по инициативе отделов народного образования проводились собрания работников торговли, домоуправлений, милиции по вопросу о выполнении детьми «Правил для учащихся» и задачах общественности. Надо общественности регулировать поведение детей вне школы, поправлять и предупреждать их ошибки. Все ли делается у нас для «перевоспитания» многих взрослых, забывающих о своей ответственности за воспитание нашего молодого поколения? Педагогическая пропаганда проводится, но, конечно, охвачено еще далеко не все взрослое население. Необходимо углублять и расширять пропаганду. Но наряду с ней не следует отказываться и от общественных мер воздействия на тех взрослых, которые безответственно относятся к воспитанию детей, способствуют развращению их, не предупреждают появления у них дурных поступков. Профсоюзы и партийные организации редко еще ставят и обсуждают на своих собраниях вопросы воспитания детей. Необходимо создать единое общественное мнение вокруг важнейших вопросов воспитания детей и культуры их поведения. Каждый взрослый гражданин несет ответственность за воспитание как своих, так и всех остальных детей, в особенности за их поведение на улице и в общественных местах. Необходимо решительно рассеять вредный предрассудок о том, что будто бы одна школа несет ответственность за воспитание детей. Огромная задача стоит перед нами: воспитывать и формировать души наших детей, направлять их чувства, убеждения, действия и поступки в соответствии с требованиями общества, с требованиями народа, в духе современной морали. Будем внимательно и серьезно относиться к вопросам воспитания детей, ибо каждая вина и каждый проступок детей в равной мере ложится на головы и совесть не только родителей, но и всех других граждан – членов общества. В нашей стране воспитание подрастающего поколения – это важнейшее и благороднейшее дело всего парода.
Предыдущая глава:
Внедрение культурной привычки
Следующая глава:
Роль школьной и скаутской организаций в прогрессивном воспитании детей |
На главную страницу сайта |
|