|
Распределение труда в семьеКонечно, некоторые поручения дети могут выполнять сообща. Коллективное выполнение работ заставляет подумать о целесообразности разделения труда, общей ответственности за него. При этом надо проследить за тем, чтобы труд детей распределялся правильно. Некоторые ребята стремятся взять на себя наиболее легкую часть работы, а это может привести к нехорошим последствиям – может выработаться привычка заниматься только легким трудом, перепоручать трудное другим, что развивает дурные черты в характере человека. Вот, например, мать поручает двум своим дочерям убрать комнату. Старшая девочка заявляет: «Ты, Надя вымоешь пол, а я вытру пыль». Такое разделение обязанностей, явно несправедливое, вызывает у младшей сестры чувство обиды, и, если эта несправедливость часто будет повторяться, она может выработать у дочери неприязненное отношение к домашнему труду вообще. Следует добиваться такого положения, при котором работа распределялась бы в соответствии с силами каждого ребенка и наиболее трудная часть ее поручалась старшим. Старшие должны также показывать пример младшим, а в случае необходимости и помогать выполнять задание возможно лучше, с наименьшей потерей сил и времени и с наибольшим результатом. Правильные трудовые взаимоотношения вырабатываются там, где дети с малолетства привыкают поддерживать друг друга и общими силами добиваются успеха во всякой работе, а родители направляют и поощряют их в этом. В целях воспитания дружного коллектива в семье полезно организован, сотрудничество детей и взрослых. Хорошо, например, если все члены семьи помогут матери в стирке. Муж принесет воду, дети помогут подсинить и развесить, а затем и погладить небольшие вещи. Не разделять труд детей в семье на мужской и женский. При распределении труда в семье между детьми не следует его делить на мужской и женский. В некоторых семьях мальчиков совсем не вовлекают в домашние дела, считая их уделом девочек. Существует предубеждение, будто мальчику не надо уметь шить. Иногда мальчики говорят, что им стыдно самим пришивать пуговицы, вешалки, потому что это, мол, не мужское дело. Порой родители сами подчеркивают разницу между мальчиками и девочками. Девочкам дают поручения вымыть посуду, помочь накрыть на стол, а мальчику говорят: «Что ты все в кухне толчешься, разве это мужское дело». Тем более это надо делать теперь, когда в нашей стране коренным образом изменилось положение женщин. Освобождение мальчиков от домашних дел под предлогом, что это не «мужское» дело, воспитывает неправильное отношение к женщине как к существу, призванному лишь выполнять всю домашнюю, неинтересную работу. Родители должны воспитывать у детей убеждение в том, что для всех членов семьи почетна всякая полезная работа и что надо научиться хорошо выполнять ее. Мальчик сам может, скажем, пришить оторвавшуюся пуговицу, заштопать порвавшийся чулок, носок. И ничего в этом зазорного нет. Здесь особенно важен пример родителей: если отец выполняет в случае необходимости любую домашнюю работу, – уважение к домашнему труду воспитывается и у сына. Всякий труд должен иметь определенное воспитательно-образовательное значение. Всякий детский труд, в том числе и домашний, должен быть организован так, чтобы он давал определенные воспитательно-образовательные результаты. В процессе трудовой деятельности ребенок получает навыки обращения с наиболее распространенными инструментами, познает свойства материалов и способы их обработки. Дети применяют в труде знания, полученные при изучении учебных предметов. Например, работая на огороде, дети конкретизируют и углубляют знания по ботанике, занимаясь столярным делом или работая по железу, увязывают эти занятия с математическими знаниями, в частности по геометрии, уточняют знания по черчению.
Предыдущая глава:
Трудовые обязанности в семье
Следующая глава:
Расширение познавательного интереса |
На главную страницу сайта |
|