|
Ребенок может быть другом для отца и материРодители и дети должны быть друзьями, но иногда дружба переходит в нечто противоположное – в панибратство. А. С. Макаренко в «Книге для родителей» описывает «дружеские» взаимоотношения в семье Головиных. Сколько было радости и смеха в семье, когда Ляля назвала первый раз отца Гришкой. Но эти времена миновали. Пятнадцатилетняя Ляля говорит отцу: «– Гришка, ты опять вчера глупости молол за ужином у Николаевых! – Да какие же глупости? – Как «какие»? Понес, понес свою философию: «Есенин – это красота умирания!» Стыдно было слушать. Это старо. Это для малых ребят. И что ты понимаешь в Есенине? Вам мало ваших Некрасовых да Гоголей, так вы за Есенина беретесь...» Ляля поступила в художественный техникум. Родители хотели отговорить ее, но она отклонила их вмешательство: «Гришка! Я в твои дела не лезу, и ты в мои не лезь! И что вы понимаете в искусстве?». Здесь нет дружбы, это плохая игра в дружбу, а по существу это просто наглое отношение к отцу. Настоящая дружба невозможна без взаимного уважения. Надо установить настоящие дружеские отношения, при которых дети искренне уважают родителей, видят в них добрых наставников, умных советчиков и верных, надежных старших товарищей. «Человек не может жить без друзей, – пишет ученица IX класса. – Для меня самым любимым и близким другом является мать... Только она одна может правильно понять и посоветовать, как лучше поступить. Кто может быть ближе матери?» «Лучшим другом я считаю отца,- говорит другая ученица. – Я делюсь с ним своими впечатлениями. Он во всех делах дает мне правильные советы. Бывают случаи, когда я не слушаюсь его, но потом я понимаю, что сделала ошибку». Эти высказывания, проникнутые исключительной теплотой и искренностью, говорят о том, за что наши дети глубоко уважают и любят своих родителей, гордятся ими. Что же способствует созданию здорового родительского авторитета? Уважение к родителям в семье завоевывается прежде всего в результате их честной производственной и активной общественной деятельности, достойного поведения в быту, в результате дружеских, сердечных отношений между родителями и детьми, правильного отношения к окружающим их людям. Ребенок видит, например, с каким уважением товарищи по работе относятся к отцу за его успехи в тракторной бригаде. Мать, несмотря на большую семью и маленьких детей, активно работает в школьном родительском комитете, и сын слышит, с каким уважением о ней говорят родители его товарищей. Соседи тоже часто с уважением упоминают имя матери, которая всегда и посоветует и рассудит. А отношения отца и матери дома между собой, их подлинный, искренний интерес к ребячьим делам и успехам? Все это обеспечивает и создает авторитет родителей. «Мой папа, знаешь какой? За высокий урожай его в Москву на выставку послали», – говорит первоклассник. «А моя мама почтальоном работает, она вовремя всем разносит письма и газеты, ей премию дали и грамотой наградили», – говорит другой. «Я маму люблю за то, что она труженица, день работает на фабрике, а по вечерам шьет, обед готовит, и всегда веселая, жизнерадостная», – ответила ученица IX класса на вопрос: «За что вы любите и уважаете родителей». В этих словах чувствуется большое уважение к родителям, а там, где есть уважение, там есть и послушание, основанное на родительском авторитете и сознательном выполнении детьми требований старших. Важно познакомить ребенка с работой родителей, научить уважать их труд, надо, чтобы дети как можно раньше поняли и оценили тот вклад, который вносят их отцы и матери в общее дело. Можно показать пафос, красоту, общественную ценность любого вида труда. Ученик III класса Вадим К. плохо учился и вел себя не дисциплинированно. Все меры педагогического воздействия, казалось, были исчерпаны. Но Вадим не исправлялся. Он был единственным сыном уважаемого агронома. Отец постоянно находился в командировках по району, а Вадим жил в городе с матерью. Как-то товарищи его спросили, кем бы он хотел стать в будущем, и получили странный ответ: «Только не агрономом». Как выяснилось, мать Вадима была очень недовольна профессией мужа, его частыми отъездами в село, и нередко в связи с этим между родителями возникали конфликты и споры. Однажды, в летние каникулы, отец взял Вадима в поездку по сельхозпредприятиям. Осенью Вадим явился в школу повзрослевшим, почти неузнаваемым. Он «открыл» отца: вместо «жалкого неудачника», каким отец казался ему до сих пор, сын увидел горячо влюбленного в свое дело, умного и уважаемого всеми труженика.
Предыдущая глава:
Авторитет родителей и уважение ребенка
Следующая глава:
Быть внимательным к жизни детей |
На главную страницу сайта |
|