|
Развитие речи у детейПолезно привлекать маленьких детей к посильным работам на огороде или в саду, во время которых необходимо сообщать им сведения о почве, о культурных растениях, об их посадке, об уходе за ними, об уборке, поощрять их личные наблюдения, развивать трудовые навыки, обогащать новыми впечатлениями. Все это помогает дошкольнику получить правильное представление о явлениях природы, закладывает первые основы научного материалистического мировоззрения. Желательно, чтобы дети еще до поступления в школу знали календарь и умели определять время по часам. Старшие дошкольники должны знать, сколько дней в неделе, запомнить их названия и последовательность; сколько дней в месяце; сколько месяцев в году. Для ознакомления с часами полезно изготовить циферблат с подвижными стрелками, на котором дошкольник сам будет ставить «время» с точностью до одного часа. Можно познакомить с такими мерами, как метр, литр, используя для этого различные домашние средства: сантиметровую ленту, литровые банки и бутылки. Очень валено, чтобы ребенок усваивал правильное значение слов и верно их употреблял. Если же он неправильно воспользовался тем или иным словом, необходимо его поправить. При этом надо быть терпеливым. Нельзя насиловать детскую природу. Каждый возраст имеет свои особенности в развитии речи, с которыми нельзя не считаться родителям. В этом отношении большой интерес представляют тонкие наблюдения писателя К. Чуковского, отраженные в его книге «От двух до пяти». Трехлетняя Таня, увидев морщинки на лбу отца, указала на них пальцем и сказала: – Я не хочу, чтобы у тебя были сердитки! Трехлетняя Ната просит маму: – Спой мне, мама, баюльную песню! «Баюльная песня» (от глагола «баюкать») – превосходное, звучное слово, более понятное нашим детям, чем «колыбельная песня», так как в современном быту колыбели давно уже сделались редкостью. Двухлетние и трехлетние дети создают новые слова. Их детский ум чудесно овладевает методами, приемами, формами народного словотворчества. Сплошь и рядом ребенок создает слова, которые уже есть в языке, но они неизвестны ни ему, ни его окружающим. Солонку трехлетний ребенок по аналогии с сахарницей называет сольницей, при этом вступает с вами в спор: «Это не солонка, а сольница. Вот сахарница, а вот сольница». Вместо обувь говорит «обувало». Очень часто ребенок создает новые глаголы: «Часы часикают». «Дым трубится». «Замолоточить этот гвоздик». «Я уже начаепился» и др. Своеобразием отличаются у детей трех- четырехлетнего возраста притяжательные местоимения: Это чьиная мама? Ихинная? Родителям надо стремиться к тому, чтобы возможно раньше научить ребенка говорить ясно, чисто и понятно. При решении данной задачи очень важно, чтобы ребенок, прежде всего в семье, всегда слышал правильную речь. Подражание родителей детскому лепету, сюсюканье вредно для детей, потому что, укрепляет неправильности в детской речи. Необходимо развивать слух, так как последний является условием для нормального развития речи. Для развития слуха можно использовать предметы. В отношении речи, помимо сказанного, до поступления ребенка в школу нужно научить его: 1) выражать свои мысли, наблюдения, переживания, пользуясь достаточным запасом слов; 2) правильно составлять предложения, согласуй слова в роде, числе и падеже; 3) связно и понятно для других передавать небольшой рассказ, изложить какой-либо факт, маленькое происшествие из своей жизни; 4) четко и правильно произносить все звуки в словах.
Предыдущая глава:
Помощь родителей в развитии ребенка
Следующая глава:
Режим дня ребенка |
На главную страницу сайта |
|