|
Домашний труд детейБольшое воспитательное значение имеет хозяйственно-бытовой труд детей, который начинается с простейшего самообслуживания (уборка постели, наведение порядка в своем уголке, где лежат игрушки и книги, на рабочем столе, на этажерке, чистка обуви и одежды, небольшой ремонт, стирка и глажение своих вещей и др.). Сюда же относятся некоторые работы по обслуживанию семьи – уборка и украшение квартиры, приготовление .пищи, пилка и колка дров, уход за малышами и другие разнообразные дела по домашнему хозяйству. Все это не только приучает детей работать, но и воспитывает у них уважение к различному по своему характеру труду, учит беречь его результаты. Главное же состоит в том, что ребенок вносит свою долю в трудовую коллективную жизнь семьи. Привыкая к повседневному бытовому труду, ребенок не только участвует в создании и поддерживании уюта и комфорта для своего собственного отдыха и учебных занятий, но также, что более важно, учится заботиться о родителях, братьях и сестрах и других близких ему людях, любовь и дружба по отношению к ним приобретают у него активный и действенный характер. Мать жалуется на своего единственного сына. – Я прошу его убрать со стола после ужина. – Часто вы заставляете вашего сына помогать вам по дому? – спросили ее. – Что вы! Никогда! Может быть, это была моя первая к нему просьба помочь мне за все четырнадцать лет его жизни. Конечно, этот мальчик не мог научиться заботиться о других людях, так как домашние постоянно тревожатся о нем, а он более всего интересовался своими личными потребностями. Приучать детей к домашнему труду следует как можно раньше. Маленькие дети могут вечером собирать игрушки, приводить в порядок свое игрушечное хозяйство. Починку детских игрушек, подклейку книг родители производят на глазах детей. Важно, чтобы в этом деле ребенок принял посильное участие: помог бы подклеить лист в книге, принес необходимые инструменты и т. д. Ребенок видит, что он своей небрежностью заставил старших трудиться, что ремонт дается нелегко, и это побудит его более бережно относиться к плодам человеческого труда. Так уже в раннем возрасте вырабатываются простейшие трудовые навыки, воспитывается уважение к труду взрослых. Ребенок включается в серьезный труд постепенно, сочетая трудовые операции с игровой деятельностью. В пять-шесть лет дети уже должны иметь определенные семейные обязанности и выполнять их систематически. Дошкольники могут убирать свой уголок, вытирать стулья, поливать комнатные цветы, накрывать на стол. Школьники I–II классов могут помочь в уборке квартиры: вытереть пыль с отдельных вещей, подмести пол; ухаживать за домашними цветами; играть и гулять с малышами. Ученикам III–IV классов можно поручить стирку мелких вещей для себя и для младших, мыть чайную и столовую побуду, приготовлять простейшие блюда. Примерный перечень умений и навыков для скаутов первой ступени требует обслуживания самого себя: пришивать пуговицы, штопать чулки, чистить одежду, обувь, стирать носовые платки, носки, чулки, убирать постель. Пятиклассники и шестиклассники на основе требований второй ступени юного скаута должны производить полную уборку комнаты, они чинят и штопают белье и одежду, помогают в приготовлении пищи, убирают двор. Учащиеся VII–VIII классов помогают в стирке и глажении белья, изготовляют различные самоделки для своего рабочего уголка, для домашнего хозяйства, участвуют в распиловке и колке дров, топят печи, несут постоянные хозяйственные обязанности. Юноши и девушки старших классов могут выполнять все работы по самообслуживанию, самостоятельно убирать и меблировать комнату, производить побелку потолка и стен, мелкий ремонт мебели. Они помогают родителям во всех домашних делах.
Предыдущая глава:
Организованный и свободный труд человека
Следующая глава:
Технический труд в семье |
На главную страницу сайта |
|