|
Эстетическое воспитание детей в семьеВ осуществлении эстетического воспитания родители могут сделать многое. Эстетические чувства у ребенка проявляются рано. Ребенок, не достигший еще года, по-разному относится к окружающим его звукам и цветам. Одни звуки его привлекают, другие отталкивают. У него проявляется предпочтение к определенным цветам, преимущественно ярким. К двум годам ребенок проявляет интерес к несложным мотивам песни, сочетаниям цветов. Ему нравится или не нравится цвет костюма отца, расцветка платья матери и других членов семьи. Он просит спеть его любимую песенку. Двух-трехлетние дети проявляют эстетический вкус в расположении предметов. К трем-четырем годам ребенок при умелом воспитании уже различает все основные цвета и их главные оттенки. Он пробует свои эстетические представления отразить в детских рисунках. Поэтому очень важно, чтобы ребенок в семье чаще слышал колыбельную песню и другие простые мелодии еще в первый год своей жизни, чтобы среди игрушек у него были игрушки со всеми основными цветами радуги, а в два-три года необходимо, чтобы были игрушки с разнообразными оттенками красок. Родители должны постоянно заботиться о совершенствовании органов чувств детей, развивать у них умение воспринимать красивое. Прежде чем понимать и правильно оценивать красоту, ребенок должен научиться чувствовать гармонию красок, звуков, слов, линий, движений, т. е. он должен приобрести тонкое восприятие первичных элементов, из которых слагается красота. Уже в раннем возрасте немалое значение для развития у детей эстетических чувств и эмоций имеют разноцветные кубики, игрушки с яркой и правильной окраской, хорошо выполненные рисунки и цветные картинки, иллюстрирующие детские книжки. Но не следует думать, что сами по себе игрушки и ярко иллюстрированные книжки способны развивать у детей первоначальные эстетические чувства и эмоции, в частности первоначальное восприятие цвета, гармонии красок. И здесь должно быть вдумчивое педагогическое руководство. Родители и воспитатели направляют внимание детей на правильное восприятие первичных элементов красоты: красок, звуков, линий, форм. Многое зависит и этом отношении от точности и ясности разъяснений воспитателя. Надо предоставлять ребенку как можно больше возможностей ощупывать, осязать окружающие его предметы и вещи для более правильного восприятия их форм, линий и цвета, всячески поощряя интерес к рисованию, к лепке, которые в раннем возрасте имеют при внимательном руководстве воспитателя особенное значение для развития правильных первоначальных восприятий форм, линий и красок. В этом отношении важно не упустить раннее детство, так как все имеет свое время. Практика показывает, что ребенок к четырем годам должен научиться различать основные цвета. Индивидуальные особенности детей в развитии чувства прекрасного складываются под влиянием общественных условий, в которых живут дети. На развитие их эстетических чувств влияет привычная обстановка в семье, ее культурный и эстетический уровень, пример окружающих их людей, выражаемые ими эстетические чувства и суждения. «Эстетика быта» оказывает огромное влияние на формирование художественных вкусов, интересов, стремлений ребенка. Внешний вид дома, сад около дома, обстановка комнаты, игрушки, одежда, формы взаимоотношений между окружающими, их интересы, вкусы, отражающиеся в разговорах, в поведении – весь домашний уклад имеет важное значение для эстетического воспитания. Художественные впечатления и эстетические эмоции не даются от рождения, их надо у детей активно воспитывать и развивать. Большую роль в формировании эстетических чувств и эмоций уже в раннем возрасте играет яркое, выразительное слово воспитателя – чтение детских стихов и рассказов, беседы с детьми о наблюдаемых ими явлениях и предметах окружающей обстановки, рассказы по картинкам, которые высоко ценил еще великий русский педагог К. Д. Ушинский, наконец, сказки. Рассказ и объяснение родителей в первую очередь должны быть яркими и выразительными, ибо речь, слово – один из важнейших показателей и вместе с тем средство общего и эстетического развития человека. Слово родителей должно и простой и доступной для детей форме обобщать и доносить до их сознания исторические факты и события, явления природы, человеческие переживания. Мудро и выразительно об этой роли слова писал К. Д. Ушинский: «В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы... В сокровищницу родного слова складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения, следы прожитого горя и прожитой радости, – словом, весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове».
Предыдущая глава:
Воспитание чувства прекрасного
Следующая глава:
Произведения искусства в эстетическом воспитании |
На главную страницу сайта |
|