|
Любовь и дружбаА бывает в некоторых семьях и так: – Чтобы я не видел тебя с этой девчонкой, заниматься надо, а не гулять! – гремит на сына разгневанный отец. – Тоже мне ухажер нашелся. Отцу и невдомек, как глубоко оскорбляет он сына, переживающего свое первое и чистое чувство любви-дружбы. Долг родителей и педагога, если они сталкиваются с проявлениями таких чувств у молодых людей, не подавлять их, а всемерно содействовать их облагораживанию, помочь взаимоотношения юноши и девушки сделать содержательными и общественно ценными. В своей «Книге для родителей» А. С. Макаренко писал: «Любовь неполовая – дружба, опыт этой любви-дружбы, переживаемый в детстве, опыт длительных привязанностей к отдельным людям, любовь к родине, воспитанная с детства, – все это самый лучший метод и воспитания будущего высоко общественного отношения к женщине-другу». Поэтому родителям следует чрезвычайно внимательно относиться к вопросу о первых чувствах юноши и девушки друг к другу, к людям и обществу. При этом условии юноша не позволит себе по-хамски относиться к женщине, потому что его с детских лет приучали уважать в ней товарища и полноправного гражданина. Девушка не позволит себе в дальнейшем относиться к мужчине только как к человеку, который обязан лишь удовлетворять все капризы своей жены и материально ее обеспечивать, она в мужчине будет видеть прежде всего друга и товарища, который так же, как и она, имеет перед обществом одинаково важные обязанности. Первое сильное чувство может сыграть важную роль в самовоспитании молодых людей, в выработке у них волевых качеств и денных нравственных черт. Культура любовного переживания не возможна без сдерживающих начал, которые формируются и развиваются в подростке. Половое воспитание и должно заключаться в развитии того интимного уважения к вопросам пола, которое называется целомудрием. «Любовное чувство, – писал А. С. Макаренко, – не может быть обособлено от всех достижений человеческой культуры, от условий жизни социального человека, от гуманного пути истории, от побед эстетики». Необходимо всегда помнить, что половое воспитание – это прежде всего воспитание культуры всесторонне развитой личности. Научить любить, научить быть счастливым – это значит научить ребенка уважать окружающих его людей и самого себя, научить человеческому достоинству. Вопросы юношеской любви и дружбы нашли свое отражение во многих произведениях художественной литературы: в «Повести о первой любви» Н. Атарова, в книге Льва Кассиля «Ранний восход» и др. Эти книги помогут родителям лучше разобраться во многих сторонах такой большой и сложной проблемы, как проблема полового воспитания. Заканчивая рассмотрение характерных черт учащихся школьного возраста, необходимо подчеркнуть, что при раскрытии особенностей того или иного возраста важно учитывать: а) чем характеризуются отношения ребенка к окружающим – взрослым и сверстникам; б) какова ведущая деятельность ребенка и ее основные формы на данном этапе, ибо только в деятельности вырабатываются определенные черты личности.
Предыдущая глава:
Отношения юношей и девушек
Следующая глава:
Учет индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания |
На главную страницу сайта |
|