|
Читательский дневник ученикаНекоторые родители в своих беседах по прочитанному, там, где это уместно, используют живопись. В настоящее время издаются массовыми тиражами репродукции с картин классиков русской и живописи и каждая семья может иметь их. Рассматривание в семье картины в дополнение к прочитанному еще более усиливает впечатление и расширяет горизонт детей. Многие произведения И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В Г Серова, В. М. Васнецова, И. И. Шишкина, И. И. Левитана, С. А. Григорьева, М. В. Грекова, А. М. Герасимова, Б. В. Иогансона и других могут и должны быть использованы в беседах по многим детским п юношеским книгам для внеклассного чтения. Собеседник, будучи посрамленным в том, что он отстал от товарища, многое не читал, стремился догнать своего друга, во что бы то ни стало и уже обязательно прочитывал названные книги. Читательский дневник (записи о прочитанном). После беседы родителям надо приучать детей делать записи о прочитанном. Они способствуют сознательному и осмысленному чтению, развивают критическое мышление и самостоятельность: что нравится или не нравится и почему. Чем старше возраст школьника, тем самостоятельнее его запись. Для записей прочитанного надо вести читательский дневник. Это обычная толстая тетрадь в одну линейку или в клеточку, желательно в переплете. Кроме формальных данных: времени чтения (даты) названия, фамилии автора, года и места издания, для кого книга предназначена, ученик отмечает основную идею произведения и то, что ему понравилось или не понравилось, записывает меткие выражения и крылатые фразы и т. п. Записи ведутся свободно, без разделения на графы. Одна запись от другой отделяется интервалом. Названия книг и фамилии авторов следует подчеркивать. Развивать вкус к ведению такого дневника родителям надо с младшего школьного возраста. Сначала пусть ребенок запишет только фамилию автора и название книги, которую читали вслух или же прочитанную самостоятельно. А затем по мере развития ученика приучать его постепенно и к более содержательной записи. Читательский дневник время от времени следует перечитывать, вспоминая старое и внося в него новые, свежие коррективы. Что самое важное в записях в читательском дневнике? Самое важное – это мысли и чувства ученика, ведущего такой дневник. По такому дневнику можно проследить, как шло развитие школьника в умственном, нравственном и эстетическом отношении, как формировался его моральный облик, характер. Это интересно знать и самому ученику. Использование знаний, полученных из книг. Полученные из книг знания дети используют при ответах на уроках. Так, например, член научно-педагогического кружка при кафедре педагогики Марийского педагогического института студентка Лидия Т., работавшая по теме «Читательские интересы подростков», в своем докладе на эту тему на студенческой научной конференции рассказала об ученице VII Б класса средней школы Ляле С., которая очень много читает. «Идет урок литературного чтения в VII Б классе. Ученики пересказывают отрывки из повести Горького «Детство». Сколько замечательного дополнительного материала рассказала Ляля о Горьком, о его книгах! Все ученики с интересом ее слушали. Ляля дополняет свои рассказы и на уроках истории и других». Таких примеров можно привести много. Выбор книг. Родителям необходимо учить детей умению выбирать книгу: обращать внимание на заглавие, фамилию автора, место и год издания, для кого написана, обращать внимание на аннотации, на предисловие. Кроме заглавия, иногда бывает подзаголовок, который помогает понять содержание.
Предыдущая глава:
Обсуждение прочитанной книги
Следующая глава:
Обучение труду детей – важная задача семьи |
На главную страницу сайта |
|