|
Индивидуальные и коллективные формы работы школы с семьейА. С. Макаренко, анализируя проблему взаимоотношения школы и семьи, говорил: «Семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитает как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания». Опыты работы школы и учителей показывают, что положительные результаты в воспитании детей достигаются лишь в том случае, когда правильно сочетаемые коллективные и индивидуальные формы работы с родителями обеспечивают их активное участие в жизни школы. Индивидуальная работа с родителями, проводимая педагогами при посещении учащихся на дому, при посещении родителями школы, имеет важное значение: она сближает семью со школой, помогает родителям установить личный контакт с учителями, получить конкретную помощь и практические советь? по воспитанию своих детей, наметить формы и методы индивидуальной работы с детьми на дальнейшее время. Перед посещением семьи учитель тщательно готовится, он изучает ученика в школе, беседует о нем с другими учителями, продумывает некоторые предложения о дальнейшей работе с этим учеником. Придя впервые в семью Игоря К., классный руководитель V класса в начале своей беседы с родителями выяснил, где они работают, кто из них занимается главным образом воспитанием сына. Затем подошел к главному вопросу, который его интересовал: чем родители объясняют плохое поведение сына, который за первый месяц учебы получил много «двоек»? Классный руководитель подчеркнул, что Игорь по своим способностям может учиться хорошо, что он живой, общительный мальчик, но небрежно готовит домашние задания и невнимателен на уроках. – Вот про это я ему все время говорю, – сказала мать, – а он твердит мне: «Я уроки сделал, все выучил». А вот как посмотрела недавно дневник, чуть со стыда не сгорела – в четверти три «двойки». Уж я его взгрела как следует ремнем. Отцу сказала, он разозлился и распилил самокат, чтобы Игорь не катался без конца. – Мало ему дали, – перебил ее отец, – это самый настоящий хулиган, – и, гневно взглянув на Игоря, ударил его рукой по лбу. Игорь от обиды заплакал. – Это разбойник какой-то, – продолжала мать, – Вчера мы идем с отцом из кино поздно вечером, смотрим какой-то мальчишка дразнит старую женщину. Подошли поближе, а это Игорь отличается, – его научили старшие мальчишки. Услышав такие объяснения родителей, классный руководитель остановил их, отправил мальчика гулять, а затем сказал: – Зачем вы в присутствии учителя так оскорбляете ребенка? Назвали его хулиганом, разбойником, приучаете к грубости. Вы же сами во многом виноваты, что ребенок плохо учится. Вместо того чтобы повседневно интересоваться и проверять, как Игорь готовит уроки, вы отстранились от этого, дневник посмотрели тогда лишь, когда окончилась четверть, а теперь хотите исправить дело ремнем и грубостью да еще и самокат распилили. Ничего из этого не выйдет! Вы только воспитаете злобного и трусливого человека, который будет вам грубить и обманывать вас на каждом шагу. – А он ведь знал, что бить будем и всячески скрывал от нас дневник, а мы-то сами забыли, – вставила смущенная мать. – Вот и надо, – продолжал классный руководитель, – чтобы Игорь вас не боялся, а, наоборот, делился с вами своими заботами и трудностями в учебе, верил бы в вашу помощь и не скрывал бы от вас своих неудач под страхом наказаний. Родители обещали изменить свой подход к сыну: не бить его, меньше ругать и по-настоящему контролировать, как он готовит уроки, чаще просматривать дневник и бывать в школе. Правильное понимание родителями своей роли в воспитании сына быстро сказалось на поведении Игоря. Он теперь знал, что каждый день дома будут интересоваться его успехами и старался готовить вовремя домашние задания. В школе ему также пришлось изменить свое поведение, ему теперь было не все равно, какую поставят оценку и запишут или нет замечание в дневник. Хороших результатов в воспитании своих детей достигают те родители, которые правильно воспринимают педагогические советы учителя, чутко прислушиваются к его мнению о своем ребенке. К сожалению, еще не все родители понимают значение для успешного воспитания детей всемерного укрепления авторитета учителя и необходимость выполнения всех требований школы.
Предыдущая глава:
Работа родительского комитета
Следующая глава:
Препятствия родителей воспитанию детей |
На главную страницу сайта |
|