|
Перспективность воспитания детейПринцип перспективности воспитания – важнейший принцип педагогики. Большой вклад в разработку этого принципа внес А. С. Макаренко. Он выработал и теоретически обосновал методику перспективных линий: начиная от личной заинтересованности чем-то сегодняшним и кончая перспективами, основанными на чувстве долга перед обществом. «Воспитать человека, – говорит А. С. Макаренко, – значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важной работы. Она заключается в организации новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в постепенной подстановке более ценных. Сначала нужно организовать самую радость, вызвать ее к жизни и поставить как реальность. Во-вторых, нужно настойчиво претворять более простые виды радости в более сложные и человечески значительные. Здесь проходит интересная линия: от примитивного удовлетворения каким-нибудь пряником до глубочайшего чувства долга». Родители обязаны непрестанно заботиться о возрастании жизненных интересов детей. Бесперспективность в жизни и деятельности ребенка порождает у него тоску, скуку и недисциплинированность. Причем необходимо иметь в виду, что «сегодняшняя радость» не является единственным стимулом детской активности и жизнедеятельности. Главным и основным является завтрашняя радостная перспектива. В «завтрашней радости» Макаренко правильно увидел основу, на которую нужно опираться в воспитании. Чем старше учащийся, тем большее значение для него имеет дальняя перспектива. Достижение поставленной перспективы требует известных, иногда даже очень больших усилий, приложения творческих сил. Но перспектива придает столько воодушевления, энергии, настойчивости, что преграды и трудности на пути к достижению желанной цели превращаются в источник радости. Система перспективных линий связывает самые высокие цели современного воспитания с самыми простыми сегодняшними интересами. Для родителей большое значение имеет правильный выбор их детьми своей будущей профессии. И вот задача родителей как раз состоит в том, чтобы совместно со школой связать дальнюю перспективу, поставленную подростком (овладение определенной профессией), с его повседневным поведением и отношением к занятиям, использовать желание, стремление ребенка для преодоления имеющихся трудностей. Средние и ближние перспективы еще чаще используются в воспитательной работе родителей. Пойти совместно в кино всей семьей – большое желание, радостная перспектива для всех ребят. Но перед этим всю неделю надо заниматься хорошо, и ребенок старается, – это реальная ближняя перспектива. Ценными в воспитательном отношении могут быть и некоторые семейные традиции. Когда регулярно отмечается день рождения каждого члена семьи, когда ко дню рождения отца или матери дети готовят им подарки, стремятся доставить им приятное своими успехами и с нетерпением ждут этого дня, когда в выходные дни родители вместе с детьми отправляются на традиционную прогулку, все это по-настоящему укрепляет семью, создает у детей чувство привязанности, повышает желание активно бороться с трудностями. Однако все эти семейные традиции, личные перспективы необходимо переключать на общественно значимые, коллективные. (Например, летом, во время отдыха, ребенок с родителями собирает растения, готовит гербарий. Родители подсказывают ему подарить этот гербарий школе, кабинету естествознания.) Вкусные с логотипом компании для партнеров или коллег.
Предыдущая глава:
Воспитание в коллективе и через коллектив
Следующая глава:
Требовательность в сочетании с уважением к личности ребенка |
На главную страницу сайта |
|