|
Разница между застенчивостью и скромностьюМаленьких детей надо постоянно упражнять в скромности, всячески предупреждая появление зазнайства, кичливости. Необходимо объяснить тем детям, которые, скажем, хвастаются перед другими своими родителями: «мой папа инженер», «мой папа доцент, а кто такой твой папа-возчик», что это нескромно. Полезно, например, прочитать им басню И. А. Крылова о гусях, которые хвастались тем, что «их предки Рим спасли». Дети младшего возраста на конкретных и ярких примерах гораздо быстрее и правильнее поймут, почему нельзя хвалиться профессией или положением своих родителей. Не следует поэтому в таких случаях обращаться к длинным поучениям и нотациям. Однако важно, чтобы посредством наглядных примеров и убедительных фактов дети поняли, что в нашей стране все профессии важные и всякий честный труд людей, самый простой и незаметный, на первый взгляд, ценится и уважается. Эта мысль хорошо выражена, например, в известном стихотворении С. Михалкова «Про мам». Поощрять школьника за достижение в учебном и физическом труде надо, но никогда не следует его захваливать. Необходимо строго соблюдать чувство меры. При просмотре выполненной учеником работы необходимо указать как хорошее, так и недостатки и промахи в работе, а если ребенок уже начал зазнаваться, то недостатки следует подчеркнуть больше. Ребенок всегда должен видеть перед собой пример скромного поведения старших, родителей. Встречаются родители, которые, наоборот, показывают детям пример нескромности. Классная руководительница Анна Федоровна Б. рассказывала о нескромном поведении отца в семье учеников А. и Г. Этот человек, занимавший высокий пост, довольно часто в присутствии детей говорил о своих заслугах, кичился ими, о других же людях, н особенности о тех, кто был ниже его по положению, отзывался барски пренебрежительно, в лучшем случае снисходительно. Вот почему п сыновья его выросли такими же зазнайками, грубыми и кичливыми, что постоянно сказывалось в их поведении в школе; в жизни, а один из них Г. за хулиганство попал на скамью подсудимых. Возможностей для упражнения в скромности у школьников среднего и старшего возраста значительно больше. В этом отношении важным является их участие в жизни скаутской, школьной и ученической организаций, в различных кружках, секциях и т. д. Если родители желают побеседовать со своими детьми подросткового и юношеского возраста по вопросу о скромности, то лучшей формой разговора будет эвристическая беседа, т. е. такая, в которой сама идея о скромности воспитателей открыто не выявляется, а при помощи вопросов и примеров, приводимых родителями, дети как бы сами ее открывают. Открытая таким путем истина для них становится желанной и близкой. Ставится ряд вопросов примерно в такой последовательности: – Что говорится о скромности в «Правилах для учащихся»? – Как вы понимаете требование «вести себя скромно и прилично в школе, на улице и в общественных местах»? – Какими чертами отличается скромный человек? – В результате чего возникает скромность? Почему одни скромны, а другие нет? – Почему скромность считается моральным украшением человека? – Что такое высокомерие и зазнайство? В результате беседы вокруг этих вопросов дети постепенно подходят к выводу, что скромным человеком мы называем того, кто не подчеркивает своего положения, своей известности, своих заслуг, успехов в работе, что скромность человека прежде всего выражается в простоте и равенстве его отношений с другими людьми, что одним из лучших качеств человека является скромность. Далее выясняется разница между застенчивостью и скромностью, подчеркивается, что скромность надо поощрять, а застенчивость преодолевать. В заключение приводится остроумная фраза Л. Н. Толстого: «Человек подобен дроби: числитель ее то, что он есть, а знаменатель – то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь». Скромность не дана от природы. Как мы выяснили, она воспитывается с детства, а позже развивается и укрепляется путем самовоспитания, а также и воспитания. Нелегко стать подлинно скромным человеком. Часто возникает желание порисоваться, чем-нибудь, похвалиться, подчеркнуть свои достоинства, произвести эффект. Но эти нескромные желания надо уметь подавлять.
Предыдущая глава:
Хвастовство своими успехами
Следующая глава:
Воспитание у детей правил приличия и хороших манер |
На главную страницу сайта |
|