|
Значение физического трудаВ чем должна заключаться роль родителей в организации деятельности детей? Прежде всего родителям следует помнить о необходимости строго учитывать особенности возраста. В различные возрастные периоды жизни человека ведущей является одна какая-либо деятельность. Например, в жизни детей дошкольного возраста основной деятельностью является игра, поэтому, приучая детей с раннего возраста к труду, следует заботиться о том, чтобы их деятельность содержала в себе игровые элементы. С момента поступления в школу главное влияние на физическое и психическое развитие ребенка оказывает ученье. Игра должна занимать уже второстепенное место. Ребенок может поиграть тогда, когда хорошо выполнит школьное задание. В этот же период возрастает значение различных видов общественно полезного физического труда. Для взрослого человека основной является трудовая деятельность, хотя в этот период жизни в новых, более усложненных формах сохраняются ученье и игра. Таким образом, можно сказать, что все виды деятельности переплетаются, взаимно связаны, но ведущей в определенный период жизни человека является какая-либо одна. Важно, чтобы родители, направляя внимание детей того или другого возраста на основной вид деятельности, не упускали бы из поля зрения другие, разумно сочетая труд и отдых, игру и ученье. Предположим, что ребенок учится в школе, но это не значит, что он должен заниматься только учебой, в свободное от занятий время он может поиграть, выполнить определенные поручения по хозяйству, заняться общественно полезным трудом. Однако не все родители правильно относятся к таким видам деятельности, которые не являются основными в определенный период жизни. Часто в практике встречается недооценка значения-физического труда в школьные годы. Нередко родители выражают неудовольствие по поводу того, что их детей привлекают в школе к расчистке катка от снега, уборке школьного двора, озеленению улицы и др. Если учащиеся организованно выходят в сельхозпредприятие оказать помощь в уборке урожая, некоторые мамаши, ссылаясь на плохое здоровье детей, стремятся их отвлечь от этого важного труда. Общественно полезная работа в школьном возрасте, когда происходит формирование характера, чувств, воли, важна как средство развития организаторских способностей, положительных качеств молодого человека: коллективизма, дружбы, товарищества и др. Здесь на деле учащиеся учатся любить труд, воспитывают у себя привычку трудиться, необходимую в будущем. Поэтому те родители, которые излишне опекают своих детей, допускают очень серьезную ошибку. Напротив, они должны всячески поддерживать школу в организации и проведении всех видов деятельности, полезных для общества, ученического коллектива, а вместе с тем и для каждого учащегося в отдельности. Положительную роль в развитии ребенка родители могут сыграть, создавая благоприятную обстановку для игр ребенка, подготовки домашних заданий и для выполнения трудовых поручений. Неблагоприятные условия отрицательно влияют на процесс деятельности, вызывают снижение работоспособности, ведут к возникновению утомляемости. Если ребенок длительное время находится в плохо проветриваемом помещении, занимаясь игровой, учебной деятельностью или выполняя трудовые поручения, у него может быстро наступить истощение нервной системы, переутомление. Показателем истощения нервной системы в таком случае является понижение работоспособности: ребенку требуется больше, чем обычно, времени на разрешение поставленных перед ним задач. Если будут иметь место неблагоприятные условия и вы заметите снижение работоспособности, необходимо прервать занятия, предложить ему отдых на свежем воздухе, проветрить помещение, в котором он находился.
Предыдущая глава:
Развитие и формирование личности ребенка
Следующая глава:
Развитие у детей интереса к деятельности, которой они заняты |
На главную страницу сайта |
|