|
Сильный и слабый типы детейПедагогические средства и методы воспитательного воздействия на детей мы выводим «первоначально из нашей общественной и политической цели», а естественнонаучные данные учения И. Г. Павлова дают нам возможность определить, «как удобнее сделать то, что мы решили». Между типологическими особенностями нервной системы и некоторыми особенностями поведения существуют весьма сложные соотношения. Однако особенности силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов оказывают свое действие постоянно и в результате достаточно длительных разносторонних наблюдений и психологического анализа могут быть выделены в общей картине поведения ребенка. Вся система обучения и воспитания в школе и семье должна способствовать тому, чтобы учащийся овладел своим поведением, чтобы в поведении подростка или юноши по возможности не проявлялись слабые стороны темперамента и могли проявиться сильные его стороны. Для примера рассмотрим основные методы и приемы подхода к детям сильного, безудержного типа. Дети, для которых характерна стремительность эмоциональных реакций, очень часто проявляют невыдержанность, грубость по отношению к своим товарищам, братьям и сестрам, иногда и к родителям, неумение и нежелание услужить им, подчиниться относятся большей частью ввиду наличия определенных черт динамичности к сильному, безудержному типу. Основная задача при воспитании таких детей – это выработка тормозных норм поведения, сдержанности в своих поступках. Поэтому необходимо, во-первых, применять к детям сильного, безудержного типа спокойный подход, избегать перегрузки и перевозбуждения, во-вторых, практиковать проведение теплых, задушевных бесед, объяснение ребенку плохих последствий его поведения для братьев и сестер, отца и матери, а также для коллектива учащихся. Для сильного, уравновешенного, медленного типа, флегматического темперамента, особенно в младшем школьном и подростковом возрасте, характерным недостатком, с которым чаще всего приходится бороться, Является упрямство. Такой ученик проявляет часто полное равнодушие к упрекам и замечаниям старших. Но совершенно иной достигается результат, когда родители в беседе с ним обращаются к сознанию и лучшим чувствам ребенка, помогают ему в процессе беседы сделать самостоятельные выводы и дать правильную оценку фактам проявления своего упрямства. Самостоятельный вывод, к которому ребенок приходит в результате такой беседы, скорее всего заставит его изменить свое поведение, свой неправильный взгляд на отношение к нему старших или товарищей. Особенностями детей слабого типа является застенчивость, нерешительность, пассивность, замкнутость, склонность легко поддаваться влиянию друзей, очень часто эти дети мало самостоятельны, не способны вести длительную борьбу с затруднениями. Алик, ученик V класса, тихий, замкнутый ребенок, необщительный, старается всегда уединиться, успеваемость у него была невысокая, часто не мог начать отвечать урок из-за своей неуверенности. Главная задача в данном случае – укрепление нервной системы посредством занятий спортом, четкого выполнения режима; а также воспитание уверенности у ребенка путем, во-первых, внушения ему веры в свои силы, во-вторых, поощрения при первом проявлении им инициативы, в-третьих, фиксирования внимания на проявлении отдельных хороших качеств. Посоветовавшись с классным руководителем, мать Алика каждый вечер стала заниматься с сыном, выслушивала его ответы по выученному уроку, пока он не убеждался в том, что хорошо знает материал. Затем Алику поручили в школе читать второклассникам газеты и готовить их в скауты. В школе и дома тщательно следили за его успехами, подчеркивали достигнутые им результаты перед товарищами по классу.
Предыдущая глава:
Что такое темперамент?
Следующая глава:
Положительные и отрицательные стороны темперамента |
На главную страницу сайта |
|