|
Современные семейные отношения и обществоНаш народ благодаря героическому и напряженному труду в советское время сумел подняться на такую высоту, откуда яснее и рельефнее видны прекрасные черты нового, современного общества. Жаль только, что сейчас он упал в глубокую пропасть. Величественный процесс рождения государства проявляется и в стремительном, напористом росте передовой науки и техники, в запуске искусственных спутников Земли, в развитии атомной энергетики, автоматики и телемеханики, в решительном подъеме крестьянского хозяйства и в смелом освоении миллионов гектаров новых целинных и залежных земель. Зримые черты государства мы видим в замечательных явлениях, свидетельствующих о постепенном устранении существенных различий между физическим и умственным трудом, между городом и деревней, в росте духовной культуры и материального благосостояния нашего народа. Мы подмечаем их во многих и многих будничных примерах прогрессивного отношения простых людей к труду. Величественный процесс рождения государства глубоко проникает и в сферу личной жизни людей, в семью. Семья – это миллионы маленьких, но сплоченных коллективов, которые, подобно капле воды, отражающей в себе лучи солнца, в своей повседневной жизни проявляют все черты огромного коллектива людей – строителей государства. В самой тесной и органической связи с большими коллективами заводов, сельхозпредприятий, учреждений и школ маленькие семейные коллективы составляют могучее и непоколебимое в своем морально-политическом единстве общество. Представляя собой естественный союз мужчины и женщины, совместно воспитывающих своих детей, семья всегда требовала от своих членов проявления по отношению друг к другу возвышенных человеческих чувств – взаимной любви и доверия, заботы и чуткости. Но в условиях западного общества эти чувства жестоко уродуются и обесцениваются, поскольку основным мотивом при вступлении в брак являются интересы частной собственности, страсть к наживе, к увеличению богатства. Типичный западный брак – это лишь разновидность коммерческой сделки, это купля-продажа человека, – прикрытая фальшивой фразой о любви. Характеризуя западное общество как общество, в котором между людьми нет никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного «чистогана». В этом обществе «все священное оскверняется», а естественные человеческие чувства потоплены «в ледяной воде эгоистического расчета» и даже «личное достоинство человека» превращено в «меновую стоимость». Мертвящим духом «бессердечного чистогана» пронизаны в западном обществе брак и семья. Современная западная действительность убедительно подтверждает всю справедливость этих положений, выдвинутых великими творцами. Буржуазные семьи в современных западных странах – ячейки частной собственности, в которых безгранично царит культ накопления. Именно этот культ определяет всю жизнь таких семей и содержание семейного воспитания. В произведении Джона Голсуорси «Сага о Форсайтах», в котором дается яркое художественное изображение семейной хроники нескольких поколений крупных английских собственников вплоть до 20-х годов нашего века, мы также находим в типических образах подтверждение обличительных характеристик западных семейных отношений. Чем, например, определялась любовь старого Джемса Форсайта к детям, которая, как пишет Голсуорси, стала для его героя на закате жизни основным стимулом существования? «Сознание, что им (детям) он сможет передать свои сбережения, – вот что лежало в основе его тяги к наживе... Основной смысл существования заключался для Джемса в сбережении денег для детей». Когда этому старику рассказывают, что его внук,- мальчик Публиус, подал нищему фальшивую монетку, он приходит в неописуемый восторг: «Д-а! – сказал он, – сообразительный мальчишка. Из него выйдет толк, если он и дальше так пойдет. Умный мальчишка – одно могу сказать!» Отражая мораль накопителей и стяжателей, другой представитель Форсайтов – Соме следующим образом рассуждает об основах домашнего очага: «Домашний очаг! Как можно иметь домашний очаг без права собственности друг на друга?» В непосредственной связи с этой моралью находится правило, которое можно прочесть в современном «Своде английского гражданского права»: если англичанину изменила жена, он может потребовать развода, но, кроме того, он может через суд потребовать от своего соперника, от соучастника измены своей жены, от героя «адюльтера» возмещения, которое в официальных судебных документах так и называется «убытками от потери жены». Размер этих «убытков», как можно прочесть в этих же документах, «определяется с учетом оскорбления, нанесенного чувствам мужа, с учетом ценности, которую имела для мужа жена в денежном отношении в качестве спутницы жизни, с учетом нарушения его чести, чувства и мужской гордости». Не менее сильно и ярко господство культа собственности и наживы в западных семейных отношениях изображено и в новом романе талантливого английского писателя Митчела Уилсона «Брат мой, враг мой» и в десятках других произведений современных американских и западноевропейских литераторов.
Предыдущая глава:
Воспитание через положительное
Следующая глава:
Отношения родителей и детей в разных странах |
На главную страницу сайта |
|