|
Игра и ее значение в воспитании детейИгра – одно из замечательнейших явлений нашей жизни, деятельность как будто бесплодная на первый взгляд, но необходимая. Золотая пора детства связана прежде всего с играми. И чем богаче, разнообразнее и содержательнее детские игры, тем большее значение они имеют в развитии ребенка. Игра – это осмысленная деятельность ребенка. Для детей дошкольного возраста она является основной ведущей деятельностью, оказывающей определяющее влияние на развитие личности ребенка в этот период жизни. Выдающийся педагог-новатор А. С. Макаренко в лекции для родителей на тему «Игра» говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». Играя, ребенок упражняет свои силы, приобретает новые знания о предметах и явлениях окружающей действительности, готовится к трудовой деятельности. Вот почему воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. Между игрой и работой нет такой большой разницы, как думают некоторые, – хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра – на плохую работу. Каждая хорошая игра включает в себя усилие мысли и рабочее усилие. Игра без активной деятельности, без усилия – плохая игра. Сходство игры с работой состоит также и в том, что как игра, так и хорошая работа доставляют радость, удовольствие. В игре, как и в работе, у детей может и должна быть определенная ответственность. Особенно это относится к играм с правилами, к ролевым играм. И в этом смысле игра похожа на работу. Отличие игры от работы состоит главным образом в том, что ребенок в игре не создает непосредственно материальных, культурных ценностей, а работа направлена всегда на создание таких ценностей. Тем не менее игра представляет собой чрезвычайно важную для развития ребенка деятельность, поскольку она формирует качества будущего работника-труженика. При правильно организованной игре формируется будущий гражданин, приобретаются качества, необходимые для общественной жизни. Игра учит ребенка правильно оценивать поведение окружающих людей, формирует первое элементарное понятие о служебном долге, воспитывает умение вести себя определенным образом в обществе, оказывать помощь слабым, быть организованным и дисциплинированным. Ребенок не просто воспринял содержание книги, когда ее читали взрослые, но он закрепил в игре то ценное, что пропагандирует она. Игра имеет немаловажное значение и для физического развития ребенка. Хорошая игра создает бодрое настроение, повышает жизнедеятельность организма, способствует развитию движений. Творчество, инициатива, юмор, связанные с детскими играми, довольно часто оставляют след на всю последующую жизнь и деятельность человека. В игре ребенок знакомится с жизнью в доступной и увлекательной для него форме. Великий писатель А. М. Горький дал яркую и глубокую характеристику роли и места игры в воспитании детей. Он писал: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Действительно, в своих играх дети не только отражают ту жизнь, которая их окружает, а вместе с тем и познают эту жизнь. Единственный источник детских игр – окружающая действительность. Содержание и форма игр определяются теми знаниями, впечатлениями, которые ребенок получает извне: от родителей, окружающих людей, из рассказов, сказок, радио, от просмотра кинофильмов, наблюдений над природой и др. Игрой в «магазин» Вадик и Нина увлеклись после того, как в выходной день всей семьей посетили центральный универмаг. После прочтения книжки Маршака «Детки в клетке» у них появился особенный интерес к животным: несколько дней подряд дети играли в зоологический сад. Игра в «доктора» возникла после посещения поликлиники – у Нины и Вадика зубной врач проверял сохранность зубов.
Предыдущая глава:
Особое внимание к таланту ребенка
Следующая глава:
Игра в жизни детей |
На главную страницу сайта |
|