|
Ответственность каждой семьи за подготовку детейНеобходимо у дошкольника заложить основы и других черт современной морали: сознательную дисциплинированность, внимание к людям, вежливость и др. Все эти вопросы подробно излагаются в соответствующих главах нашей книги. На примере знакомой нам семьи Ч. мы хотим показать, как должны родители готовить своих детей к школе. В семье Ч. было двое сыновей: Евгений и Павел. Они погодки. Счастливым и радостным, как и у всех ребят, было их детство. Интерес к чтению у них проявился рано: в три года у них было много книжек для малышей. Особенно любил их старший сын Евгений. Он обладал очень хорошей памятью, и стоило отцу или матери прочитать небольшое стихотворение или рассказ, показывая карандашом читаемые слова, как он быстро их схватывал, знал наизусть. Часто он просил, чтобы ему читали больше. Но приучить ребят к бережному отношению к книгам долго не удавалось. Однажды в воскресенье мать с детьми пошла в детскую библиотеку. Увидев необычное для них большое количество книг, ребята восторженно воскликнули: «Ой, сколько много их!» Библиотекарь Любовь Ивановна рассказала ребятам, как надо относиться к книгам, как пользоваться ими, как беречь и хранить. «Смотрите, ребята, – говорила она, – книжки любят, чтобы их ставили на полках в ряд. Так ли вы дома у себя храпите ваши книжки?» Ребята смутились, но все же попросили дать им книги. Мать взяла сказку «Колобок». Дома отец вместе с ребятами смастерил полку, и дети расставили на ней свои книги вместе с той, которую они взяли в библиотеке. Как только отец и мать замечали непорядок на книжной полке, они говорили ребятам: «А так ли книги у вас хранятся, как в библиотеке?» Ребята прекращали свои игры и быстро расставляли книги на полке по правилам библиотеки. Мало-помалу навыки хранения книги закреплялись у ребят: играя в библиотеку, они уже сами друг друга заставляли расставлять книги на полке после пользования ими. Во время прогулок по воскресеньям и праздникам родители обращали внимание детей на машины, на строящиеся дома, на пароходы, вызывая у них интерес, спрашивая, кем они хотят быть, когда вырастут большими, подчеркивая при этом необходимость учиться, овладевать знаниями для того, чтобы стать в будущем строителем, капитаном, машинистом. – Скоро и вы будете обучаться в школе, – говорил им отец. – Папа, мы уже давно, давно хотим учиться. В один погожий праздничный день родители вместе с ребятами были у памятника Валерию Чкалову, который стоит на высокогорном берегу Волги в городе Горьком. Ребята спросили: «Кто такой Чкалов?» Мать прочитала им книжку о Чкалове, при этом подчеркнула мысль, что стать таким летчиком, как Валерий Чкалов, можно только хорошо овладев знаниями и выработав в себе смелость, напористость, многие практические умения и навыки. Долго не удавалось приучить ребят к самообслуживанию. Евгений затруднялся зашнуровывать ботинки, часто рвал шнурки, ждал, чтобы мама по-прежнему ему помогала; забывал вечером почистить ботинки и поставить их на место, около своей кровати, стремился бросить их грязными куда попало. Немало пришлось потратить энергии и настойчивости, чтобы приучить детей соблюдать требования личной гигиены, заниматься утренней гимнастикой. Но к шести годам оба сына овладели и этими навыками. Родители постоянно упражняли детей в различных видах самообслуживания. Так, постепенно родители подготовили обоих сыновей к школе. Первым пошел старший Евгений. Значительное время заняла подготовка «снаряжения» будущего ученика. Самый процесс этой подготовки был весьма увлекательным. Евгению была пошита форма и приобретены следующие принадлежности, необходимые каждому первокласснику: портфель для книг (заплечная сумка); черный карандаш № 2 и металлический наконечник к нему; коробочка цветных карандашей; пенал; ручки– ученическая и перо № 86; перочистка – два-три куска материи размером в 8 см, нашитые один на другой; десять деревянных палочек для счета; мешочек для них; деревянная линейка с делениями 25–30 см длины; полотно с кармашками для букв разрезной азбуки; полотно с кармашками для цифр от 0 до 9 и математических знаков; тетрадь с образцами прописи; тетрадь для рисования с гладкой бумагой; резинка; папка для тетрадей. Тетради и учебники предполагалось покупать в школе. Накануне вечером прибежала соседская девочка Валя, радостно восклицая: «Женя ученик!», «Женя ученик!» «У... сколько ему всего накупили!» Женя ночь спал беспокойно, все просил его разбудить, чтобы он не проспал начало занятий. В школу его торжественно провожала вся семья. Женя нес в руках большой букет цветов для своей первой учительницы. Вечером пришел папа и сказал: «Вот вам, ребята, торт, у нас сегодня праздник».- «Какой праздник, папа?» – спросил Паша. – Как какой праздник? Женя стал учеником, он уже совсем взрослый; на будущий год и ты пойдешь в школу. – Ты, Женя, должен хорошо учиться и хорошо вести себя в школе. Ты собираешься стать скаутом, а в скауты принимают только самых лучших учеников. – Папа, я буду стараться изо всех сил, вот сам увидишь. Вся семья весело и интересно провела этот вечер, посвященный поступлению Жени в школу. День 1 сентября, когда Женя впервые переступил порог школы, на много лет запомнился ему и брату Паше как один из самых светлых и торжественных дней их детства. Необходимо при подготовке ребенка к обучению в школе учитывать две стороны этой задачи: отношение к учебным обязанностям и уровень умственного развития. Во-первых, надо подготовить малыша к ученью как к серьезной трудовой Деятельности, за которую он несет ответственность перед родиной. Поэтому очень важно, чтобы он еще до школы имел круг посильных обязанностей, за которые он нес бы ответственность перед семьей и выполнял их старательно и аккуратно. Во-вторых, в целях достаточного развития его познавательных способностей надо всячески поощрять его умственную активность, любознательность, стремление к познанию окружающего мира, развивать речь. Как мы видим, подготовка детей к школе – исключительно большое и ответственное дело каждой семьи. Оно, как мы показали, требует к себе вдумчивого и внимательного отношения родителей. От того, как подготовлен ребенок к школе, во многом зависит и отношение ученика к ученью в дальнейшем, его успеваемость, взаимоотношения с детским коллективом, все его поведение в школе.
Предыдущая глава:
Режим дня ребенка
Следующая глава:
Учебный труд школьника |
На главную страницу сайта |
|