|
Произведения искусства в эстетическом воспитанииОгромные возможности эстетического воспитания детей всех возрастов таятся в художественной литературе. Она воспитывает у детей художественный вкус, эстетические взгляды, суждения о том, что действительно истинно красиво и прекрасно в жизни. художественная литература как высоко идейная литература, правдиво отображающая красоту морального облика передовых людей нашей эпохи, должна прежде всего занять почетное место в арсенале средств эстетического воспитания детей в семье. Силой своих образов художественная литература раскрывает величие и красоту моральных качеств нового человека: патриотизм и интернационализм, гуманизм, трудолюбие, бесстрашие и мужество в борьбе за возвышенные идеи и принципы. Русская и западноевропейская классическая художественная литература – произведения А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. В. Лермонтова, А. Н, Некрасова, Л. Н. Толстого и И. С. Тургенева; В. Шекспира, Гете, Байрона, Шиллера и других – отличается высокой художественностью, благородством и возвышенностью идеалов. Поэзия – это сильное средство эстетического воспитания и развития у детей и молодежи глубокой любви и понимания художественной литературы в целом. Подлинно поэтические произведения учат тонкому и возвышенному подходу к оценке красоты в природе, эстетики человеческих чувств, мыслей и поступков, они порождают вдохновенное отношение к жизни, к труду, ко всем замечательным творениям рук человека. Необходимо рекомендовать детям многие стихотворения заучивать наизусть. Желательно, чтобы дети к окончанию средней школы знали наизусть несколько лучших стихотворений наших классиков. Для эстетического воспитания в семье родителям необходимо использовать радио, а в отдельных семьях и телевидение, которое тоже начинает внедряться в быт, в особенности в крупных городах. Но слушанием радио надо целенаправленно руководить, – подбирать наиболее важные в эстетическом отношении радиопередачи, доступные детям по их возрасту и развитию. Повседневное слушание радиопередач развивает детей, знания их об окружающей действительности становятся более яркими и глубокими, эстетические восприятия более совершенными. Первоклассник в школу приходит уже со многими знаниями: он многое слышал по радио, ему читали немало детских книжек, ко многому он уже имеет свое собственное отношение. Если в семье родители и другие старшие ведут художественные занятия с детьми: обучение игре на пианино, гармонии, гитаре или другом музыкальном инструменте, рисование, выразительное чтение, то это очень способствует развитию эстетического воспитания. Такие занятия вводят детей непосредственно в лабораторию искусства. Полезно рассматривать репродукции с картин наших великих художников и проводить по ним беседы, учитывая возраст, бережно относясь к возможностям и стремлениям ребенка. Например, картина В. Г. Перова «Спящие дети» (1870) изображает двух крестьянских ребятишек, спящих после изнурительной работы. Они лежат в сарае на полу, покрытом рогожей. Луч солнца, пробивающийся сквозь небольшое окно, освещает лица детей, и видно: так глубок и так тяжел их сон, безрадостный, как и сам деревенский быт того времени. Эта картина дает повод кратко рассказать младшим школьникам о тяжелом положении детей трудящихся в старой России, используя дополнительно для этого и некоторые произведения художественной литературы (например, «Дети подземелья» В. Г. Короленко). Другая картина В. Г. Перова – «Тройка» (1866), рассказывающая о беспросветной жизни ребят, отданных в город обучаться ремеслу, пользуется у детей особой популярностью. Подростков хорошо познакомить с картиной того же художника «Чаепитие в Мытищах», обличающей прожорливость духовенства. Для юношей особенно интересны картины И. Е. Репина «Бурлаки на Волге», «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди». Для эстетического воспитания детей, учащихся начальных классов, будут особенно полезны картины Васнецова на темы народных сказок и былин: «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке», «Богатыри», «После побоища Игоря Святославича с половцами» и др. Очень полезно заинтересовать и приучить детей составлять альбомы из репродукций с картин великих художников и открыток. В крупных городах, например в Москве, С. Петербурге и других, родителям совместно с детьми необходимо и полезно систематически посещать художественные выставки, картинные галереи, музеи изобразительных искусств (например, Третьяковская галерея в Москве, Русский музей в и др.). Третьяковская галерея – крупнейшая в России национальная сокровищница русского изобразительного искусства начиная с его истоков (XI век) и до настоящего времени. Не менее ценным является Русский музей, в котором также хранятся произведения русской живописи, скульптуры, графики, прикладного народного искусства. Само здание Русского музея представляет собой выдающееся произведение русской архитектуры.
Предыдущая глава:
Эстетическое воспитание детей в семье
Следующая глава:
Посещение театров, музеев, кино |
На главную страницу сайта |
|