|
Ученье – серьезный и ответственный труд школьникаВ первом пункте «Правил для учащихся» сказано: «Каждый учащийся обязан упорно и настойчиво овладевать знаниями для того, чтобы стать образованным и культурным гражданином и принести как можно больше пользы Родине». Ученику за время пребывания в школе надо овладеть значительным объемом знаний, умений и навыков, развить свои познавательные способности, овладеть нормами современной морали и поведения, подготовить себя к практической деятельности. Без знаний, без науки нельзя построить новое общество, так как прогресс предполагает самый высокий уровень развития науки и техники. Великий Ленин призвал молодежь учиться, учиться и учиться, обогащать «свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество». Современному государству нужны высокообразованные и всесторонне развитые молодые люди. Роль школы и семьи в подготовке таких людей неизмеримо возрастает по мере усложнения задач современного строительства. Личная жизнь наших детей в будущем, их трудовая деятельность также в очень значительной мере зависят от того, как они учатся сегодня в школе. Потому родителям в единстве со школой, скаутской организацией, школой необходимо развивать и укреплять у своих детей серьезное и ответственное отношение к ученью, которое является основным трудом и общественным долгом школьника перед родиной. Надо воспитывать у школьников идейное отношение к ученью, неугасимое стремление овладевать знаниями и навыками, необходимыми в их будущей практической деятельности, развивать у них понимание общественной значимости знаний. Необходимо, чтобы дети с ранних лет понимали, что знания им будут нужны в жизни, «как винтовка в бою». Т. Панфилова в своей книге «Воспитание школьника в семье» приводит такой факт. «– Папа, почему ты каждый вечер решаешь какие-то задачки? – спросила однажды отца ученица-третьеклассница Зина Киреева. – А это я рассчитываю, как бы на моем станке обработать побольше деталей, – ответил отец. Зина смотрит на отца широко открытыми глазами. Она неожиданно для себя узнала, что задачи надо уметь решать не только для того, чтобы получить «пятерку» по арифметике. Так девочка открыла практический смысл того, что она изучает в школе. Ее интерес к учебе значительно увеличился». Родителям следует решительно пресекать у детей неправильное представление об ученье, будто бы они учатся только ради хороших отметок и получения аттестата. На это указывал еще в 60-х годах XIX века великий русский педагог, учитель русских учителей, К. Д. Ушинский. Он писал: «Как яда, как огня, надобно бояться, чтобы к мальчику не забралась идея, что он учится только для того, чтобы как-нибудь надуть своих экзаменаторов и получить чин, что наука есть только билет для входа в общественную жизнь, который следует бросить или позабыть в кармане, когда швейцар пропустил уже вас в залу, где и прошедший без билета или с фальшивым или чужим билетом смотрит с одинаковой самоуверенностью». Если такое отношение учащихся к ученью имело место в прошлом, так как этому способствовали общественные условия, весь строй жизни, то в обществе такое отношение школьников к ученью нетерпимо, оно представляет собой пережиток. Но надо сознаться откровенно, что и нам приходится в жизни встречаться с подобными взглядами на ученье как у детей, так и у некоторых родителей. Родители, отдавая своих детей в школу, желают, чтобы они успешно учились. В этом своем желании все родители едины. А вот в вопросе о том, какова роль родителей и в чем должна проявляться их ответственность за успешное ученье детей, у многих отцов и матерей нет ясной точки зрения, и к учебному труду своих детей они относятся по-разному. Одни родители организуют в семье уголок школьника, устанавливают режим дня для своих детей в соответствии с требованиями школы и условиями своей семьи, систематически контролируют подготовку домашних заданий. Но есть и такие родители, которые, отдавая ребенка в школу, снимают с себя всякую ответственность за его обучение и воспитание, перекладывая все заботы об этом важном и трудном деле целиком па учителей и школу. Бесспорно, школа выполняет решающую роль в усвоении учащимися систематических знаний, умений и навыков. Она ведет учащихся от незнания к знанию, от знаний неточных и неполных к знаниям более точным и более полным. Обучение проводится систематично и последовательно, по научно обоснованным программам и учебникам, под руководством специалистов-учителей, по твердому расписанию, знания учащихся постоянно проверяются и уточняются. Учителя стремятся развить активность и самостоятельность мысли школьников, их познавательные и творческие силы. Но школьники усваивают знания и приобретают умения и навыки не только в школе, на уроках, но и дома. Органической частью их учебной работы являются домашние занятия по заданиям учителей. Выполняя домашние задания, учащиеся закрепляют усвоенные в классе знания, уточняют и углубляют их, пробуют применить на практике, проявляя при этом творческую активность и самодеятельность. Таким образом, учебная работа детей не ограничивается школой. Она продолжается и дома. Педагогический опыт школы убедительно показывает, что успеваемость учащихся, сознательность и прочность их знаний зависят не только от учителей, но и от родителей. При отсутствии контроля и необходимой помощи школе со стороны родителей учащиеся постепенно запускают материал, отстают от товарищей, теряют веру в свои силы и способности и попадают в категорию отстающих, неуспевающих, а затем становятся второгодниками. Родители могут сделать очень многое, чтобы их дети хорошо учились. Ведь ученье для ребенка не забава и не игра, а серьезный труд, требующий большого внимания и настойчивости, определенных умственных и физических усилий.
Предыдущая глава:
Руководство детскими играми со стороны родителей
Следующая глава:
Подготовка детей к школе |
На главную страницу сайта |
|