|
Необходимо держать свое словоМать большого семейства, Мария Васильевна П, на вопрос о том, как она добивается, чтобы у ее детей слово не расходилось с делом, ответила: «С такими делами мне приходится сталкиваться ежедневно и даже ежечасно. У нас с отцом и детьми принято общее правило: «Не давши слова – крепись, а давши его – держись!» Это положение постоянно напоминается тем, кто его позабыл. Маленький трехлетний Петя однажды спрашивает меня: «А почему надо выполнять свое слово?» Я говорю: «Так принято». «А почему так принято?»– снова спрашивает Петя. «Потому что, когда каждый человек выполняет свое слово, то люди будут больше верить друг другу, им будет легче и лучше жить». «Вот вспомни, ты сейчас только плакал, тебе Коля обещал дать цветной карандаш и не дал. Тебе было неприятно: обещал, а не дал. Вот и сегодня утром ты обещал мне поливать цветок в комнате, как я тебя учила, а ты забыл, не сделал. Мне тоже было неприятно. Пришлось тебе напомнить». – Мама, я всегда буду поливать цветок, как ты мне показала. – Вот, то-то, давно бы так. – Но пусть Коля тоже держит свое слово, – добавляет Петя. – Хорошо, я скажу ему, чтобы он дал тебе карандаш и чтобы всегда держал свое слово». Пример Марии Васильевны П. показывает нам, что начинать воспитывать у маленьких детей такое качество, как выполнять обещанное, сказанное, надо на самых простых и доступных их пониманию примерах и фактах из жизни самих детей, семьи или окружающих людей. Наши дети в большинстве своем понимают необходимость и важность соблюдать единство между словом и делом, стремятся осуществлять его в общении с людьми. Этому способствует весь уклад нашей жизни. Многое зависит, как мы уже подчеркивали, и от родителей, от их отношения к воспитанию детей, от правильного применения соответствующих методов. К сожалению, нередки еще такие факты, когда в отдельных семьях из-за недостаточно серьезного и ответственного отношения родителей к делу воспитания у детей развиваются такие отрицательные черты характера, как лицемерие, расхождение между словом и делом. Доверие к детям, своевременная помощь им, опора на положительные качества детей, личный пример, требовательность и контроль способствуют достижению положительного результата в воспитании единства слова и дела. Наоборот, невнимание к детям, излишняя подозрительность, постоянные угрозы и устрашения, ненужные запреты, стесняющие инициативу и самостоятельность, способствуют развитию лицемерия и неправдивости. Ребенок начинает в таких случаях приспосабливаться и изворачиваться, у него появляется вредная привычка не соединять слово с делом в своем поведении. Ученик VIII класса Валерий К. рассказал нам: «Если родители не верят, если отец или мать предупреждают: «Получишь двойку»– изобью», то невольно приходится скрывать свой поступок, хотя и будет мучить совесть от разрыва между словом и делом». Страх не воспитывает детей, а толкает их на путь лицемерия, обмана и лжи, чтобы избежать наказания. В последнее время печать часто выступает со статьями и фельетонами, остро бичующими ханжество и лицемерие, разлад между словом и делом, что еще нередко встречается у некоторых людей. Больнее и обиднее всего то, что такие, противные духу современной нравственности черты и качества встречаются порой и у наших юношей и девушек.
Предыдущая глава:
Воспитание правдивого и честного человека
Следующая глава:
Знания родителей по воспитанию детей |
На главную страницу сайта |
|