|
Систематический родительский контроль детейВ воспитании детей существенное значение имеет родительский контроль. Дети иногда не могут заставить себя осуществить данное ими слово, претворить свои убеждения в делах, хотя и знают, как надо поступать. Это происходит потому, что действие всегда активно, оно связано с умением преодолевать трудности, которые встречаются на пути выполнения поставленной задачи: в отдельных случаях придется отказаться от удовольствия во имя соблюдения единства слова и дела. Подобные качества не у всех детей развиты в достаточной степени. Родителям и учителям известны многочисленные факты, когда юг или другой школьник обещает регулярно готовить уроки, но не может выполнить своего обещания в силу укоренившейся привычки к неорганизованности и разболтанности. И сам он от этого сильно страдает, недоволен собой, однако переделать себя не может. Но стоит только родителям помочь ему, установить строгий и систематический контроль за ним, предъявить тверже требования, как он быстро исправляется, выполняет обещанное, учится лучше, ведет себя культурно. И держать такого школьника в строгом контроле надо до тех пор, пока у него не выработается привычка быть организованным, пока не разовьется потребность к такому поведению, мало-помалу ослабляя контроль и наблюдая, как это послабление отражается на поведении ребенка, т. е. по мере укрепления привычки, полезно и необходимо предоставлять такому школьнику все больше и больше самостоятельности, превращая контроль извне в самоконтроль. В тех случаях, когда в силу занятости родители сами не могут систематически контролировать своих детей, контроль устанавливают старшие дети над младшими, при этом учитываются, конечно, индивидуальные возможности и дисциплинированность старшеклассника, предугадывается исход такого контроля. Шестиклассник Михаил Б. очень плохо учился, имел четыре «двойки», был разболтан, груб с матерью, ленив. Неоднократно давал обещания исправиться, но не мог их выполнить. Мать его, Мария Петровна, была занята на производственной работе и не могла систематически и эффективно контролировать сына, но она была очень обеспокоена его плохими успехами в ученье и поведении. Она пожаловалась на Мишу своей подруге Ларисе Н., у которой был сын-десятиклассник Павел. Учился он прилежно, был отличником. Мать попросила его проконтролировать подготовку к урокам и поведение Михаила, которого тот знал и встречался с ним на спортивных состязаниях. Павел согласился. Поговорив с Михаилом, он пригласил его к себе готовить уроки. Миша был польщен неожиданным вниманием, которое проявил к нему десятиклассник, дружба с которым привлекла и заинтересовала его. В положенное по режиму дня время они оба занимались, готовили уроки, некоторое время они выделяли на занятия физкультурой (Павел учел интерес Миши к спорту). Не прошло и месяца, как Михаил Б. ликвидировал свои «двойки». Таким образом, контроль над Мишей успешно осуществил его старший товарищ и помог ему выполнить свои обещания лучше учиться. Систематический родительский контроль должен создавать условия, способствующие претворению детьми своих слов в действиях. Необходимо активно вмешиваться в поведение детей, как только вы замечаете, что сын или дочь склонны не выполнить своего слова. Общие требования к родительскому контролю: повседневность, учет возрастных и индивидуальных особенностей, соблюдение педагогического такта, сочетание контроля с убеждением и упражнением, воздействие личным примером. В заключение подчеркнем, что искусство родителей и учителей по воспитанию у детей поведения в единстве с убеждением, словом состоит в умении так организовать жизнь и деятельность детей в школе, в семье и в общественных местах, чтобы их слова не расходились с делами, чтобы они проявляли честность и правдивость в своем повседневном поведении. А все это требует систематической и вдумчивой работы родителей и педагогов по развитию у детей, в особенности у подростков и юношей, благородных жизненных идеалов, современной идейности, а также воспитания у детей важнейших волевых черт характера, без которых трудно быть во всем и всегда честным и правдивым, обеспечивать претворение слов в делах, убеждений в поступках.
Предыдущая глава:
Нравственные привычки – ценный нравственный капитал
Следующая глава:
Общее понятие о характере и его особенностях |
На главную страницу сайта |
|