|
Все стороны воспитания тесно взаимосвязаныВоспитание всесторонне развитого человека не может быть достигнуто путем изолированного развития отдельных качеств, задатков, сторон личности. Все стороны воспитания: умственное, политехническое, физическое, нравственное и эстетическое – теснейшим образом взаимосвязаны между собой, активно взаимодействуют и обогащают друг друга, оказывают определяющее влияние на формирование личности подростка и юноши. При усвоении знаний учащиеся овладевают не только научными, но и моральными понятиями о патриотизме, коллективизме, прогрессивном отношении к труду, о новых взаимоотношениях людей, построенных на высоких принципах гуманизма. Политехническое образование содействует формированию у нашей молодежи широкого научного кругозора, высокой культуры труда, товарищеской взаимопомощи, вырабатывает трудовую сноровку и изобретательность. Хорошая постановка политехнического образования определяется во многом правильным физическим воспитанием, которое помогает подросткам и юношам более успешно овладевать различными рабочими операциями, трудовыми умениями и навыками. Но более всего способствует укреплению связи семейного воспитания с практикой строительства непосредственное участие детей в различных формах трудовой деятельности и прежде всего в общественно полезном труде. «Только участие в коллективном труде, – писал А. С. Макаренко, – позволяет человеку выработать правильное, нравственное отношение к другим людям – родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда». Физическое воспитание также тесно связано с нравственным, поскольку оно способствует развитию чувства коллективизма, дружбы и товарищества, честности и правдивости, вырабатывает мужество и дисциплинированность, смелость и настойчивость. Эстетическое воспитание вооружает учащихся элементарными знаниями и умениями в области рисования, пения, театрального творчества и тем самым развивает и обогащает их понятия и представления об окружающем мире. В этом отношении оно непосредственно связано с умственным воспитанием. Как мы отмечали выше, эстетическое воспитание вместе с тем оказывает сильнейшее влияние на развитие у детей и юношей важнейших черт современной морали. Таким образом, все составные части всестороннего развития личности находятся в органической взаимосвязи и во взаимодействии друг с другом. Только такое многогранное и в то же время целостное воспитание, образование и обучение способно подготовить действительно нового человека – всесторонне развитого строителя прогрессивного общества. Однако развитие ребенка не осуществляется автоматически под воздействием воспитания. Эффект внешних воздействий, влияние воспитания и обучения зависят во многом от того, как осуществляются эти воздействия. Поэтому теперь необходимо охарактеризовать основные принципы прогрессивного воспитания, ответить на вопрос, что и как надо делать, чтобы дети росли такими, какими их хотели бы видеть родители, чтобы наша семья воспитывала настоящих, людей с большой душой и возвышенными идеалами.
Предыдущая глава:
Воспитание у детей эстетических чувств
Следующая глава:
Основные принципы прогрессивного воспитания детей в семье |
На главную страницу сайта |
|