|
Третья стадия, интерес к спортивной игреНа третьей стадии игры, в возрасте 12–17 лет, школьник уже выступает как член коллектива не только игрового, но и делового, учебного. И игра в этом возрасте принимает более строгие коллективные формы, постепенно становится игрой спортивной, связанной с целями физического воспитания коллективного интереса и коллективной дисциплины, что особенно ярко проявляется в играх в волейбол, футбол, баскетбол и др. Руководство играми детей в этом возрасте осуществляется родителями совместно со школой, преподавателями внешкольных учреждений и детских спортивных школ. На всех трех стадиях развития детской игры влияние родителей на детей огромно. Конечно, на первой стадии и второй – контроль больше, чем на третьей. В связи с вопросом о руководстве играми детей необходимо подчеркнуть важность заботы родителей о выборе товарищей для игры. Особенно это важно для детей, не имеющих сверстников в семье. Коллективные игры способствуют воспитанию товарищеских чувств, организованности, они полезны для преодоления эгоизма и застенчивости, в совместных играх дети оказывают взаимное влияние друг на друга. Правильно поступают родители, которые стремятся к тому, чтобы их дети заботливо относились к товарищам, делились своими игрушками, в известных случаях проявляли уступчивость. Но бывает и так, что, играя друг с другом, дети делятся игрушками, а родители недовольны этим: «Ты зачем дал свою игрушку чужим?» и т, д. Если дети ссорятся, жалуются друг на друга, родители не должны немедленно становиться на сторону своею ребенка. Чаще всего обе стороны бывают виноваты. Кроме того, надо учесть здесь и то, что детей следует воспитывать совместно с другими родителями. Излишняя пристрастность родителей к своим детям, неразумная горячность в отношении к соседям при разрешении подобных споров воспитывает у детей отрицательные черты характера: подозрительность, злобность, эгоизм. В ходе руководства детскими играми важно учитывать и индивидуальные особенности детей. Если ребенок инертен, малоподвижен, то надо больше играть с ним в подвижные игры; робок, застенчив – привлекать товарищей, соседей для игры. Неуравновешенный ребенок, вспыльчивый может быть поставлен в такие условия игры, которые потребовали бы от него выдержки, самообладания. Например, в игре в «школу» такому ребенку лучше определить роль учителя; в «милиционера» – роль милиционера. Наблюдая за порядком в «классе», на «улице», ребенок и сам приучается быть выдержанным, дисциплинированным. Необходимо обратить внимание родителей на важность игр-заданий как средства предупреждения развития у детей праздности и лености. Пусть отец или мать, уходя куда-либо, поручают ребенку построить высотный дом из кубиков, соорудить гараж для игрушечных автомобилей и т. д. В таком случае дети не остаются без дела, и в то же время такие игры-задания не стесняют детской инициативы и творчества в самой игре. Используя игры-задания в воспитании детей, родители предотвратят «лакейское препровождение времени, когда ребенок остается без мысли в голове и без работы в руках...», от чего предостерегал великий русский педагог К. Д. Ушинский.
Предыдущая глава:
Вторая стадия игры, интерес к коллективной игре
Следующая глава:
Руководство детскими играми со стороны родителей |
На главную страницу сайта |
|