|
Воспитание вежливости к людямВ пункте 13 «Правил для учащихся» говорится, что учащийся должен быть вежливым и обязан вести себя прилично в школе, дома и в общественных местах. А. С. Макаренко уделял исключительное внимание воспитанию вежливости у своих колонистов и коммунаров. Например, его воспитанники однажды решили всегда уступать в трамвае место женщинам, детям и старикам. При этом они приняли такое решение: уступать и не оглядываться, не следить за произведенным впечатлением, а делать это потому, что такого рода поступок есть естественное проявление вежливости. В скором времени воспитанники Л. С. Макаренко привыкли к такому поведению и охотно, без принуждения, а в силу сложившейся привычки уступали место старшим и детям. Вежливость есть внутреннее достоинство человека. Она проявляется всегда и везде во взаимоотношениях между людьми. Вежливость отражает доброжелательное отношение человека к другим людям, уважение к ним. Во всем бесконечном разнообразии ситуаций, которые возникают во взаимоотношениях людей, вежливый человек неизменно проявляет уважение к другим людям и готовность помогать им в каждом затруднительном случае. Вежливость выражается, прежде всего в известной внешней сдержанности, подтянутости при общении с другими людьми. Она проявляется в позе, жестах, мимике, а также в устной и письменной речи. Вежливо необходимо обращаться со всеми людьми, а не только с близкими и уважаемыми нами. На вежливое обращение имеет право каждый человек – именно потому, что он прежде всего человек. В то же время вежливость не исключает прямолинейности и непримиримости по отношению к тем людям, которые нарушают нормы общежития и требования современной морали. Вежливость может иметь ту или иную эмоциональную окраску в зависимости от содержания обращения и от того, к кому мы обращаемся. «Можно быть приветливо-вежливым, почтительно-вежливым, требовательно-вежливым и далее холодно-вежливым. Но у нас нетерпима барско-презрительная вежливость, наглая вежливость», характерная для представителей эксплуататорских классов. В жизни каждого народа существуют некоторые, обязательные для всех правила вежливости, например: приветливо здороваться и прощаться со старшими, а также с товарищами и с малыми детьми, чутко относиться к старикам, инвалидам, пенсионерам, больным, уступать им место, оказывать помощь, быть внимательным к женщине, помогать ей нести тяжелую вещь и т. д. В условиях нашего общества, где отношения между людьми основываются на принципах русского гуманизма, значение этих правил во много раз возрастает. Вежливости противостоит отрицательная черта людей – грубость. Она проистекает из недостатка уважения к людям и всегда возмущает и оскорбляет нас. Выходя из школы, девятиклассник по неосторожности наступил на ногу младшему ученику, шедшему с ним рядом. «Товарищи, осторожней!» – говорит последний. «Извините, пожалуйста!» – просит вежливый юноша, обращаясь к потерпевшему от его неловкости, и инцидент исчерпан. «Подумаешь, барин какой! Вот еще не так наступлю», – сердито говорит невежливый, и происходит перебранка, а иногда и потасовка. Дети должны хорошо знать, что при обращении к людям необходимо говорить «вы». На «вы» обращаются ко всем, кого уважают. На «ты» обращаются к сыну, к брату, к товарищу или другу. В этом случае подчеркивается близость отношений. Во всех других случаях, когда таких близких отношений нет, обращение на «ты» оскорбительно. При обращении с просьбой необходимо говорить слово «пожалуйста». В рассказе Осеевой В. А. «Волшебное слово» доступно и просто для детей младшего возраста раскрывается значение слова «пожалуйста». Этот небольшой, но убедительно написанный рассказ родители с успехом могут использовать для более наглядного разъяснения детям дошкольного возраста и учащимся I и II классов основных правил вежливого отношения к детям. Если родители и другие члены семьи будут постоянно наблюдать за тем, чтобы ребенок, прося чего-нибудь, всегда говорил «пожалуйста», благодарил за всякую услугу, извинялся за всякую неловкость, то эти привычки станут второй натурой школьника и останутся у него на всю жизнь. Родители и другие взрослые в свою очередь должны также вежливо относиться и к ребенку, как бы мал он ни был, ибо он является человеком, требующим к себе уважения. Необходимо приучать детей считаться с удобствами окружающих, развивать у них умение внимательно выслушивать собеседника, не прерывать его.
Предыдущая глава:
Навыки уважительного отношения к людям
Следующая глава:
Разъяснение правил вежливости |
На главную страницу сайта |
|