|
Основные принципы прогрессивного воспитания детей в семьеПринципы воспитания в школе и семье определяются содержанием и требованиями современной морали. Основной путь нравственного воспитания детей в семье – это правильная организация их учебной, трудовой и игровой деятельности. Процесс формирования морального облика ребенка заключается в обеспечении воспитания прогрессивного сознания, выработке нравственных чувств, в тесной связи с приучением детей к нравственному поведению. Причем разнообразные формы и методы воспитания дают наибольший эффект, когда они строятся на принципах современного воспитания. Основными принципами, отражающими закономерности развития и формирования личности ребенка в условиях семьи, являются следующие: связь воспитания с практикой строительства межличностных отношений, воспитание в коллективе и через коллектив, перспективность воспитания, требовательность в сочетании с уважением к личности ребенка, воспитание через положительное. Рассмотрим каждый из них в отдельности. Семья органически связана с обществом. Связь эта устанавливается через родителей, работающих на производстве и в крестьянском хозяйстве, через детей, которые учатся в школе и принимают систематическое участие в различных видах общественно полезного труда. С раннего возраста родители вводят ребенка в круг своих профессиональных и общественных интересов, знакомят его с политическими событиями, приучают его чувствовать себя участником жизни всего общества. Поэтому так важно систематически развивать, воспитывать у детей интерес к труду родителей и понимание его значения. Город, в котором мы живем, завод, где работают родители, сельхозпредприятие, шахта, любой трудовой коллектив – вот неисчерпаемый источник добрых примеров, хороших жизненных наблюдений, предмет бесед отца и матери с ребенком в минуты душевной близости, в час, когда маленький человек примостится рядом, готовый слушать. В своей книге «О воспитании в семье» К. В. Махова рассказывает, что отцу часто приходилось ездить по служебным делам. Из своих поездок отец каждый раз привозил им что-нибудь интересное: то засушенных морских коньков, то морских звезд, то какую-нибудь редкую раковину. «Читая газеты по вечерам, отец рассказывал сыновьям, что делается у нас в стране. Конечно, он рассказывал им о событиях в доступной, интересной, занимательной форме. За ужином мы при детях делились тем, что произошло у нас за день на работе. Мы считали, что дети должны ясно представлять себе, где и в качестве кого работают их отец и мать. Я рассказывала детям о детском саде, в котором работала, часто пользовалась этими рассказами как педагогическим средством воздействия». Воспитательное значение подобных бесед возрастает, если в них подчеркиваются заслуги не только родителей, но и других детей, которые работают вместе с отцом или матерью.
Предыдущая глава:
Все стороны воспитания тесно взаимосвязаны
Следующая глава:
Воспитание в коллективе и через коллектив |
На главную страницу сайта |
|