|
Руководство детскими играми со стороны родителейВлияние на игры со стороны родителей – сложный процесс. Здесь важен и такой момент, как личное участие родителей в играх. Формы участия родителей в детских играх могут быть самыми различными. Если ребенок встретился с затруднениями в процессе игры, если игра пошла неинтересно, нужно помочь ребенку, подсказать, поставить какой-либо интересный вопрос, добавить новый интересный материал, а иногда, может быть, и поиграть вместе с ребенком. Положительный опыт совместных игр родителей и детей имеется в семье Ш-х. Отец, Никанор Васильевич, много внимания уделяет детям: подскажет тему для игры, почитает книгу, сходит на прогулку, а затем организует игру. Как-то Никанор Васильевич предложил к Новому году подготовить пьесу по произведению А. Гайдара «Чук и Гек». С большим интересом и эмоциональным подъемом дети приступили к репетиции: сын Валерий в роли Чука, Володя – Гека. Мать Чука и Гека – Лидия Карповна, начальник экспедиции – Никанор Васильевич. И сколько радости было, когда под Новый год пьеса была разыграна дома, а затем дружная семья выступила по радио с постановкой. Участие родителей в играх детей имеет большое воспитательное значение. Играя вместе с детьми, родители имеют возможность лучше изучить своих детей, лучше их понять и узнать, так как в игре проявляются все особенности ребенка: его интересы, способности, склонности, особенности памяти, воображения, воли. Знать же эти особенности важно для того, чтобы правильно воспитывать, вовремя обращать внимание на слабые стороны, недостатки ребенка. В совместных играх с родителями у детей воспитывается и еще больше развивается положительное отношение к отцу и матери: любовь, уважение, крепкая дружба. Проявляемые родителями в играх с детьми личные качества – инициативность, находчивость, бодрость и другие, естественно и органически воспринимаются детьми в силу психологических особенностей детского возраста: большой впечатлительности и подражания взрослым. От того, как организован контроль за играми детей, во многом зависит воспитание v них положительных качеств: аккуратности, вежливости, дисциплинированности, различных гигиенических привычек. От правильной организации детских игр и руководства ими в отдельных случаях зависит в дальнейшем и выбор профессии. Например, уже в играх под руководством взрослых у мальчиков может развиваться устойчивый интерес к технике, к машинам. Ребенка интересует устройство игрушечного -заводного автомобиля, а в дальнейшем этот интерес может принять более широкий размах: у него появляется мечта стать инженером-конструктором, создавать самому настоящие машины. Нечто подобное может иметь место и при определении других профессий: летчика, учителя, врача, токаря и слесаря, комбайнера и тракториста. Немаловажное воспитательное значение имеет уход детей за игрушками. Многих родителей волнует то, что их дети отрицательно относятся к требованию убрать игрушки на место. Как поступить, если ребенок оставляет игрушки разбросанными на полу и по всей комнате, не желает их убрать? Подход к ребенку может быть в этом случае различным. В одной семье делают так: забыл ребенок убрать игрушку – наутро он ее не находит, игрушка «ушла». Дети в этой семье знают, что если перед сном не убрать игрушки в отведенный для них уголок, обиженные игрушки «уходят». Иногда эти «ушедшие» игрушки пропадают по нескольку дней, а потом или сами «возвращаются», или их кто-нибудь из взрослых «догоняет» в пути. Возвращая игрушки детям, родители предупреждают, что нельзя забывать по вечерам убирать игрушки, так как они могут «уйти» и никогда не вернуться. Иногда «уходит» весь ящик с игрушками. Возможно, дети и понимают, что игрушки сами никуда уйти не могут, что взрослые их прячут, но они охотно принимают участие в этой своеобразной игре, которая содействует укреплению такой положительной привычки, как аккуратность. Ребенок приучается беречь игрушку, хранить ее. Игрушки не должны ломаться, а в случае поломок должен производиться ремонт. В тех случаях, когда ремонт несложный, его могут произвести сами дети (исключая младший дошкольный возраст), если же ремонт труден, его можно произвести с помощью родителей. Некоторые родители допускают ошибку, стремясь поломанную игрушку заменить новой, выбрасывая раньше времени игрушку, которая после ремонта могла бы быть использована ребенком. Бережливое отношение к игрушке, воспитанное с раннего детства, переносится ребенком и на другие вещи, как личные, так и общественные. Большое воспитательное значение имеет красивое внешнее оформление игрушек, их эстетика. Эту сторону важно учитывать родителям при выборе игрушек детям, а также при организации специального уголка для игрушек и игр ребенка. Красивое внешнее оформление игрушек, постоянный порядок в уголке для игр с детства воспитывают у ребенка чувство красивого, потребность в восприятии красоты, а воспитанное чувство красивого окажет положительное влияние на отношение ребенка к окружающим вещам, к делу, а в будущем – к предметам учебной и трудовой деятельности. Ребенок будет стремиться соблюдать всюду порядок, добиваться красоты в выполнении любого дела, какое бы он ни выполнял, будет ли это учебная или трудовая деятельность. Таким образом, игра – действительно одно из замечательных явлений в нашей жизни. Воспитательное значение игры возрастает при правильном руководстве ею со стороны родителей. Важно добиться, чтобы в каждой семье ребенок, играя, проявлял самостоятельное творчество, сочинял, комбинировал, доводил начатое дело до конца, только тогда игра явится действительной подготовкой ребенка к другим, более сложным видам деятельности, среди которых особое место, несомненно, занимает ученье – серьезный и ответственный труд школьника.
Предыдущая глава:
Третья стадия, интерес к спортивной игре
Следующая глава:
Ученье – серьезный и ответственный труд школьника |
На главную страницу сайта |
|