|
Помощь родителей в развитии ребенкаЧто могут сделать родители для расширения умственного кругозора ребенка в дошкольный период? Как развить у ребенка все требуемые школой качества, например внимание и связанную с ним наблюдательность? Умение быть внимательным и наблюдательным – полезная черта, необходимая для обучения ребенка в школе. То, что ребенок видит вокруг себя, он должен уметь наблюдать, т. е. уметь сосредоточиваться, подмечать в явлениях существенное, улавливать происходящие в них изменения, находить связь между явлениями и делать некоторые выводы. Родителям и всем старшим в семье надо всячески поддерживать стремление ребенка к наблюдательности, обращая его внимание на окружающие его предметы и явления. Дошкольники и сами проявляют исключительную любознательность, задают бесконечное количество всевозможных вопросов. В четыре года дети особенно часто спрашивают: «Как это называется?» В пять лет: «Кто это сделал?», «Кто сделал воду?», «Кто насыпал на землю снег?» В шесть лет – «почему»: «Почему машина едет?». Некоторые родители просто отмахиваются от них. Необходимо подчеркнуть, что от характера ответов на все подобные вопросы детей во многом будет зависеть дальнейшее развитие у них правильных материалистических представлений об окружающем мире. В дошкольном возрасте, как известно, дети особенно восприимчивы и чувствительны. Переживания и впечатления детства часто остаются на всю жизнь. В задаваемых вопросах сказывается пытливость мысли ребенка, рост его познавательных интересов, и на них нужно родителям терпеливо и серьезно отвечать, а не заглушать желание детей узнать все новое и неизвестное для них. Ответ должен быть прост и понятен. Пространных и углубленных ответов не требуется, они еще непосильны для малыша. Чтобы ребенок хорошо понял объяснение, родителям необходимо учитывать уровень его общего развития и тот небольшой жизненный опыт, которым он располагает. Новое ребенок уяснит себе хорошо, если это новое опирается на уже ранее известное ему. Не всегда следует сразу давать ответы на всякие вопросы детей. Надо приучить их и к самостоятельности. С этой целью полезно посоветовать ребенку что-то пронаблюдать самому, к чему-то присмотреться. – Как муравьи строят себе домики, ты сам можешь узнать, – говорит отец пятилетнему сыну. – Пойди вон туда на пригорок, там есть муравейник, посиди подольше и присмотрись, какую ношу и куда носят муравьи, и ты узнаешь, как они себе домики делают. Побуждение ребенка к наблюдению, к самостоятельному размышлению и выводу в тех случаях, когда это возможно, является иногда более ценным, чем прямой ответ. Не следует отвечать на такие вопросы, в которых ребенок разобраться еще не сможет. В этом случае надо ему сказать, что многое он поймет позже, когда подрастет и будет учиться. Одним из средств воспитания у дошкольников интереса к знаниям являются сказки. Они интересны по содержанию, большем частью отражают близкие и понятные детям события. Вместе с тем стройность композиции сказки, красочный и доступный народный язык, яркие сравнения захватывают воображение детей, расширяют кругозор и воспитывают положительные моральные качества. Много полезных сведений ребенок может получить, знакомясь с жизнью природы. Например, во время сбора грибов в лесу детям полезно сообщать разные сведения о грибах съедобных и несъедобных, о том, где их лучше искать, как они растут, способы приготовления из них кушаний. Полезными для детей являются сведения о ягодах: бруснике, чернике, землянике, малине и других, о жизни- леса, о породах деревьев, их качествах, об использовании их человеком. Вместе с детьми интересно в лесу устраивать «минуты молчания», во время которых наблюдать жизнь леса, слушать пение птиц. Благодаря таким приемам воспитания дети становятся любознательными, любят природу родного края. Такие же разговоры с детьми можно и нужно проводить, скажем для примера, во время сенокоса на лугу. В них полезно сообщать детям сведения о травах, о лекарственных растениях. Очень важно отсылать детей самих пронаблюдать то или иное явление на лугу, например послать пронаблюдать, как пчелы собирают мед с цветковых растений, а потом рассказать в простых словах о взаимосвязи явлений в природе, о том, как растения помогают животным и человеку, как некоторые животные и насекомые, например пчелы, помогают растениям.
Предыдущая глава:
Подготовка детей к школе
Следующая глава:
Развитие речи у детей |
На главную страницу сайта |
|